• Функции компоновщика и загрузчика. Зачем нужны и что такое UTM-метки — генераторы и компоновщики Функции компоновщика

    В типичной системе одновременно выполняется множество программ. Работа каждой программы зависит от множества функций, некоторые из которых входят в состав "стандартной" Си-библиотеки (например, printf() , malloc() , write() и т. д.).

    Если каждая программа использует стандартную Си-библиотеку, значит каждая программа, как правило, содержит свою особую копию данной библиотеки. К сожалению, это ведет к нерациональному использованию ресурсов. Поскольку библиотека Си является общей, разумнее было бы сделать так, чтобы каждая программа ссылалась на общий экземпляр этой библиотеки, а не содержала ее копию. Такой подход имеет несколько преимуществ, и не последним из них является значительная экономия общесистемных ресурсов памяти.

    Статическая компоновка Термин "статически скомпонованный" (statically linked) означает, что программа и некоторая библиотека были объединены с помощью компоновщика (linker) во время процесса компоновки. Таким образом, связь между программой и библиотекой является фиксированной и устанавливается во время процесса компоновки, т. е. до того, как программа будет работать. Кроме всего прочего, это также означает, можно изменить данную связь иначе, как посредством перекомпоновки программы с новой версией библиотеки.

    Статическая компоновка имеет смысл в тех случаях, когда нет уверенности в том, что правильная версия библиотеки будет доступна в момент работы программы, или в тех случаях, когда тестируется новая версия библиотеки и пока нет необходимости устанавливать ее как разделяемый компонент.

    Статически скомпонованные программы компонуются с архивами объектов (библиотеками ), которые обычно имеют расширение a. Примером такого набора объектов является стандартная Си-библиотека libc.a.

    Динамическая компоновка Термин "динамически скомпонованный" (dynamically linked) означает, что программа и некоторая библиотека не были объединены с помощью компоновщика во время процесса компоновки. Вместо этого, компоновщик помещает информацию в исполняемый файл, который, в свою очередь, сообщает загрузчику, в каком разделяемом объектном модуле расположен код и какой динамический компоновщик (runtime linker) должен использоваться для поиска и компоновки ссылок. Это означает, что связь между программой и разделяемым объектом устанавливается во время выполнения программы, а именно, в самом начале выполнения производится поиск и компоновка необходимых разделяемых объектов.

    Такой тип программ называется частично связанным исполняемым файлом (partially bound executable) , так как в них разрешены не все ссылки, т. е. компоновщик в процессе компоновки не связал все упомянутые идентификаторы (referenced symbols) в программе с соответствующим кодом из библиотеки. Вместо этого, компоновщик указывает, в каком именно разделяемом объекте находятся функции, вызываемые программой. В результате сам процесс компоновки осуществляется потом, уже в момент выполнения программы.

    Динамически скомпонованные программы компонуются с разделяемым объектами с расширением so. Примером такого объекта является разделяемая стандартная Си-библиотека libc.so.

    Для того, чтобы сообщить комплекту инструментов о том, какой тип компоновки применяется - статический или динамический - используется соответствующая опция командной строки утилиты qcc. Эта опция затем определяет используемое расширение (a или so).

    Добавление кода в процессе работы программы При таком подходе вызываемые из программы функции будут определены только на этапе исполнения. Это предоставляет дополнительные возможности.

    Рассмотрим пример работы драйвера диска. Драйвер запускается, тестирует оборудование и обнаруживает жёсткий диск. Затем драйвер динамически загружает модуль io-blk, предназначенный для обработки дисковых блоков, т.к. было обнаружено блок-ориентированное устройство. После того как драйвер получает доступ к диску на блочном уровне, он обнаруживает на диске два раздела: раздел DOS и раздел QNX4. Чтобы не увеличивать размер драйвера жёсткого диска, в него вообще не включаются драйверы файловых систем. Во время работы системы драйвер может обнаружить эти два раздела (DOS и QNX4) и только после этого загрузить соответствующие модули файловых систем fs-dos.so и fs-qnx4.so.

    Таким образом, откладывая вызов необходимых функций на более поздние этапы, увеличивается гибкость и компактность драйвера жёсткого диска.

    Как используются разделяемые объекты Для того чтобы понять, как программа использует разделяемые объекты, необходимо сначала рассмотреть формат исполняемого модуля, а затем последовательность тех стадий, через которые программа проходит при запуске. Формат ELF В ОС QNX Neutrino используется так называемый двоичный формат исполняемых и компонуемых модулей (Executable and Linkable Format, ELF), который в настоящее время принят в системах SVR4 Unix. Формат ELF не только упрощает создание разделяемых библиотек, но также расширяет возможности динамической загрузки модулей во время работы программы.

    На рис. 7.1 показан ELF-файл в двух представлениях: представление компоновки и представление исполнения. Представление компоновки, используемое в процессе компоновки программы или библиотеки, касается секций (sections) внутри объектного файла. Секции содержат большую часть информации этого файла: данные, инструкции, настроечная информация, идентификаторы, отладочная информация и т. д. Представление исполнения, используемое при выполнении программы, касается сегментов (segments) .

    В процессе компоновки программа или библиотека строится посредством слияния секций, имеющих одинаковые атрибуты, и преобразования их в сегменты. Как правило, все секции, содержащие данные, которые предназначены для исполнения или "только для чтения", компонуются в один сегмент text , а данные и BSS компонуются в сегмент data . Эти сегменты называются загрузочными сегментами (load segments) , потому что они должны быть загружены в память при создании процесса. Другие секции, как, например, информация об идентификаторах и отладочная информация, объединяются в т. н. незагружаемые сегменты (nonload segments) .


    11. Принципы функционирования систем программирования. Функции текстовых редакторов в системах программирования. Компилятор как составная часть системы программирования.

    Принципы функционирования систем программирования

    Функции текстовых редакторов в системах программирования

    Текстовый редактор в системе программирования - это программа, позволяю­щая создавать, изменять и обрабатывать исходные тексты программ на языках высокого уровня.

    В принципе текстовые редакторы появились вне какой-либо связи со средства­ми разработки. Они решали задачи создания, редактирования, обработки и хра­нения на внешнем носителе любых текстов, которые не обязательно должны были быть исходными текстами программ на языках высокого уровня. Эти функции многие текстовые редакторы выполняют и по сей день.

    Возникновение интегрированных сред разработки на определенном этапе разви­тия средств разработки программного обеспечения позволило непосредственно включить текстовые редакторы в состав этих средств. Первоначально такой под­ход привел к тому, что пользователь (разработчик исходной программы) работал только в среде текстового редактора, не отрываясь от нее для выполнения ком­пиляции, компоновки, загрузки и запуска программы на выполнение. Для этого

    Потребовалось создать средства, позволяющие отображать ход всего процесса разработки программы в среде текстового редактора, - такие, например, как ме­тод отображения ошибок в исходной программе, обнаруженных на этапе компи­ляции, с позиционированием на место в тексте исходной программы, содержа­щее ошибку.

    Можно сказать, что с появлением интегрированных сред разработки ушло в про­шлое то время, когда разработчики исходных текстов вынуждены были перво­начально готовить тексты программ на бумаге с последующим вводом их в ком­пьютер. Процессы написания текстов и собственно создание программного обеспечения стали единым целым.

    Интегрированные среды разработки оказались очень удобным средством. Они стали завоевывать рынок средств разработки программного обеспечения. А с их развитием расширялись и возможности, предоставляемые разработчику в среде текстового редактора. Со временем появились средства пошаговой отладки про­грамм непосредственно по их исходному тексту, объединившие в себе возможно­сти отладчика и редактора исходного текста. Другим примером может служить очень удобное средство, позволяющее графически выделить в исходном тексте программы все лексемы исходного языка по их типам - оно сочетает в себе воз­можности редактора исходных текстов и лексического анализатора компиля­тора.

    В итоге в современных системах программирования текстовый редактор стал важ­ной составной частью, которая не только позволяет пользователю подготавли­вать исходные тексты программ, но и выполняет все интерфейсные и сервисные функции, предоставляемые пользователю системой программирования. И хотя современные разработчики по-прежнему могут использовать произвольные средст­ва для подготовки исходных текстов программ, как правило, они все же предпо­читают пользоваться именно тем текстовым редактором, который включен в со­став данной системы программирования.

    Компилятор как составная часть системы программирования

    Компиляторы являются, безусловно, основными модулями в составе любой сис­темы программирования. Поэтому не случайно, что они стали одним из главных предметов рассмотрения в данном учебном пособии. Без компилятора никакая система программирования не имеет смысла, а все остальные ее составляющие на самом деле служат лишь целям обеспечения работы компилятора и выполне­ния им своих функций.

    От первых этапов развития систем программирования вплоть до появления интегрированных сред разработки пользователи (разработчики исходных про­грамм) всегда так или иначе имели дело с компилятором. Они непосредственно взаимодействовали с ним как с отдельным программным модулем.

    Сейчас, работая с системой программирования, пользователь, как правило, име­ет дело только с ее интерфейсной частью, которую обычно представляет тексто­вый редактор с расширенными функциями. Запуск модуля компилятора и вся его работа происходят автоматически и скрытно от пользователя - разработ­чик видит только конечные результаты выполнения компилятора. Хотя многие современные системы программирования сохранили прежнюю возможность не­посредственного взаимодействия разработчика с компилятором (это и Makefile, и так называемый «интерфейс командной строки»), но пользуется этими средст­вами только узкий круг профессионалов. Большинство пользователей систем программирования сейчас редко непосредственно сталкиваются с компилято­рами.

    На самом деле, кроме самого основного компилятора, выполняющего перевод исходного текста на входном языке в язык машинных команд, большинство сис­тем программирования могут содержать в своем составе целый ряд других ком­пиляторов и трансляторов. Так, большинство систем программирования содер­жат в своем составе и компилятор с языка ассемблера, и компилятор (транслятор) с входного языка описания ресурсов. Все они редко непосредственно взаимодей­ствуют с пользователем.

    Тем не менее, работая с любой системой программирования, следует помнить, что основным модулем ее всегда является компилятор. Именно технические характеристики компилятора, прежде всего, влияют на эффективность результи­рующих программ, порождаемых системой программирования.

    Компоновщик. Назначение и функции компоновщика.

    12. Компоновщик. Назначение и функции компоновщика

    Компоновщик (или редактор связей) предназначен для связывания между собой объектных файлов, порождаемых компилятором, а также файлов библиотек, входящих в состав системы программирования 1 .

    Объектный файл (или набор объектных файлов) не может быть исполнен до тех пор, пока все модули и секции не будут в нем увязаны между собой. Это и делает редактор связей (компоновщик). Результатом его работы является единый файл (часто называемый «исполняемым файлом»), который содержит весь текст ре­зультирующей программы на языке машинных кодов. Компоновщик может по­рождать сообщение об ошибке, если при попытке собрать объектные файлы в единое целое он не смог обнаружить какой-либо необходимой составляющей.

    Функция компоновщика достаточно проста. Он начинает свою работу с того, что выбирает из первого объектного модуля программную секцию и присваивает ей начальный адрес. Программные секции остальных объектных модулей получают адреса относительно начального адреса в порядке следования. При этом может выполняться также функция выравнивания начальных адресов программных секций. Одновременно с объединением текстов программных секций объединя­ются секции данных, таблицы идентификаторов и внешних имен. Разрешаются межсекционные ссылки.

    Процедура разрешения ссылок сводится к вычислению значений адресных кон­стант процедур, функций и переменных с учетом перемещений секций относи­тельно начала собираемого программного модуля. Если при этом обнаруживают­ся ссылки к внешним переменным, отсутствующим в списке объектных модулей, редактор связей организует их поиск в библиотеках, доступных в системе про­граммирования. Если же и в библиотеке необходимую составляющую найти не удается, формируется сообщение об ошибке.

    Обычно компоновщик формирует простейший программный модуль, создавае­мый как единое целое. Однако в более сложных случаях компоновщик может создавать и другие модули: программные модули с оверлейной структурой, объ­ектные модули библиотек и модули динамически подключаемых библиотек (ра­бота с оверлейными и динамически подключаемыми модулями в ОС описана в первой части данного пособия).

    13. Загрузчики и отладчики. Функции загрузчика

    Большинство объектных модулей в современных системах программирования строятся на основе так называемых относительных адресов. Компилятор, порож­дающий объектные файлы, а затем и компоновщик, объединяющий их в единое целое, не могут знать точно, в какой реальной области памяти компьютера будет располагаться программа в момент ее выполнения. Поэтому они работают не с реальными адресами ячеек ОЗУ, а с некоторыми относительными адресами. Та­кие адреса отсчитываются от некоторой условной точки, принятой за начало области памяти, занимаемой результирующей программой (обычно это точка начала первого модуля программы).

    Конечно, ни одна программа не может быть исполнена в этих относительных адресах. Поэтому требуется модуль, который бы выполнял преобразование отно­сительных адресов в реальные (абсолютные) адреса непосредственно в момент запуска программы на выполнение. Этот процесс называется трансляцией адре­сов и выполняет его специальный модуль, называемый загрузчиком.

    Однако загрузчик не всегда является составной частью системы программирова­ния, поскольку выполняемые им функции очень зависят от архитектуры целе­вой вычислительной системы, в которой выполняется результирующая программа, созданная системой программирования. На первых этапах развития ОС загруз­чики существовали в виде отдельных модулей, которые выполняли трансляцию адресов и готовили программу к выполнению - создавали так называемый «об­раз задачи». Такая схема была характерна для многих ОС (например, для ОСРВ на ЭВМ типа СМ-1, ОС RSX/11 или RAFOS на ЭВМ типа СМ-4 и т. п. ). Образ задачи можно было сохранить на внешнем носителе или же создавать его вновь всякий раз при подготовке программы к выполнению.

    С развитием архитектуры вычислительных средств компьютера появилась воз­можность выполнять трансляцию адресов непосредственно в момент запуска про­граммы на выполнение. Для этого потребовалось в состав исполняемого файла включить соответствующую таблицу, содержащую перечень ссылок на адреса, которые необходимо подвергнуть трансляции. В момент запуска исполняемого файла ОС обрабатывала эту таблицу и преобразовывала относительные адреса в абсолютные. Такая схема, например, характерна для ОС типа MS-DOS, кото­рые широко распространены в среде персональных компьютеров. В этой схеме модуль загрузчика как таковой отсутствует (фактически он входит в состав ОС), а система программирования ответственна только за подготовку таблицы транс­ляции адресов - эту функцию выполняет компоновщик.

    В современных ОС существуют сложные методы преобразования адресов, ко­торые работают непосредственно уже во время выполнения программы. Эти ме­тоды основаны на возможностях, аппаратно заложенных в архитектуру вычис­лительных комплексов. Методы трансляции адресов могут быть основаны на сегментной, страничной и сегментно-страничной организации памяти (все эти методы рассмотрены в первой части данного пособия). Тогда для выполнения трансляции адресов в момент запуска программы должны быть подготовлены соответствующие системные таблицы. Эти функции целиком ложатся на моду­ли ОС, поэтому они не выполняются в системах программирования.

    Еще одним модулем системы программирования, функции которого тесно связа­ны с выполнением программы, является отладчик.

    Отладчик - это программный модуль, который позволяет выполнить основные задачи, связанные с мониторингом процесса выполнения результирующей при­кладной программы. Этот процесс называется отладкой и включает в себя сле­дующие основные возможности:


    • последовательное пошаговое выполнение результирующей программы на ос­
      нове шагов по машинным командам или по операторам входного языка;

    • выполнение результирующей программы до достижения ею одной из задан­
      ных точек останова (адресов останова);

    • выполнение результирующей программы до наступления некоторых заданных
      условий, связанных с данными и адресами, обрабатываемыми этой програм­
      мой;

    • просмотр содержимого областей памяти, занятых командами или данными
      результирующей программы.
    Первоначально отладчики представляли собой отдельные программные модули, которые могли обрабатывать результирующую программу в терминах языка ма­шинных команд. Их возможности в основном сводились к моделированию вы­полнения результирующих программ в архитектуре соответствующей вычисли­тельной системы. Выполнение могло идти непрерывно либо по шагам. Дальнейшее развитие отладчиков связано со следующими принципиальными моментами:

    • появлением интегрированных сред разработки;

    • появление возможностей аппаратной поддержки средств отладки во многих
      вычислительных системах.
    Первый из этих шагов дал возможность разработчикам программ работать не в терминах машинных команд, а в терминах исходного языка программирова­ния, что значительно сократило трудозатраты на отладку программного обес- печения. При этом отладчики перестали быть отдельными модулями и стал] интегрированной частью систем программирования, поскольку они должны был] теперь поддерживать работу с таблицами идентификаторов (см. раздел «Табли цы идентификаторов. Организация таблиц идентификаторов», глава 15) и вы поднять задачу, обратную идентификации лексических единиц языка (см. разде. «Семантический анализ и подготовка к генерации кода», глава 14). Это связано тем, что в такой среде отладка программы идет в терминах имен, данных поль зователем, а не в терминах внутренних имен, присвоенных компилятором. Сс ответствующие изменения потребовались также в функциях компиляторов компоновщиков, поскольку они должны были включать таблицу имен в соста объектных и исполняемых файлов для ее обработки отладчиком.

    Второй шаг позволил значительно расширить возможности средств отладю Теперь для них не требовалось моделировать работу и архитектуру соответа вующей вычислительной системы. Выполнение результирующей программы режиме отладки стало возможным в той же среде, что и в обычном режиме. В зг дачу отладчика входили только функции перевода вычислительной системы соответствующий режим перед запуском результирующей программы на отла/ ку. Во многом эти функции являются приоритетными, поскольку зачастую тр(буют установки системных таблиц и флагов процессора вычислительной сист
    Отладчики в современных системах программирования представляют собо модули с развитым интерфейсом пользователя, работающие непосредственн с текстом и модулями исходной программы. Многие их функции интегрирован: с функциями текстовых редакторов исходных текстов, входящих в состав систе программирования.

    14. Библиотеки подпрограмм как составная часть систем программирования

    Библиотеки подпрограмм составляют существенную часть систем программир
    Библиотеки подпрограмм входили в состав средств разработки, начиная с самь ранних этапов их развития. Даже когда компиляторы еще представляли собс отдельные программные модули, они уже были связаны с соответствующими би(лиотеками, поскольку компиляция так или иначе предусматривает связь програм со стандартными функциями исходного языка. Эти функции обязательно дол> ны входить в состав библиотек.

    С точки зрения системы программирования, библиотеки подпрограмм состою из двух основных компонентов. Это собственно файл (или множество файло] библиотеки, содержащий объектный код, и набор файлов описаний функций, по, программ, констант и переменных, составляющих библиотеку.

    15. Лексический анализ «на лету». Система подсказок и справок.

    Дополнительные возможности систем программирования

    Лексический анализ «на лету». Система подсказок и справок

    Лексический анализ «на лету» - это функция текстового редактора в составе системы программирования. Она заключается в поиске и выделении лексем вход­ного языка в тексте программы непосредственно в процессе ее создания разра­ботчиком.

    Реализуется это следующим образом: разработчик создает исходный текст про­граммы (набирает его или получает из некоторого другого источника), и в то же время система программирования параллельно выполняет поиск лексем в этом тексте.

    В простейшем случае обнаруженные лексемы просто выделяются в тексте с по­мощью графических средств интерфейса текстового редактора - цветом, шриф­том и т. п. Это облегчает труд разработчика программы, делает исходный текст более наглядным и способствует обнаружению ошибок на самом раннем этапе - на этапе подготовки исходного кода.

    В более развитых системах программирования найденные лексемы не просто выделяются по ходу подготовки исходного текста, но и помещаются в таблицу идентификаторов компилятора, входящего в состав системы программирования. Такой подход позволяет экономить время на этапе компиляции, поскольку пер­вая ее фаза - лексический анализ - уже выполнена на этапе подготовки исход­ного текста программы.

    Следующей сервисной возможностью, предоставляемой разработчику системой программирования за счет лексического анализа «на лету», является возможность обращения разработчика к таблице идентификаторов в ходе подготовки исход­ного текста программы. Разработчик может дать компилятору команду найти нужную ему лексему в таблице. Поиск может выполняться по типу или по ка­кой-то части информации лексемы (например, по нескольким первым буквам). Причем поиск может быть контекстно-зависимым - система программирова­ния предоставит разработчику возможность найти лексему именно того типа, который может быть использован в данном месте исходного текста. Кроме самой, лексемы разработчику может быть предоставлена некоторая информация о ней - например, типы и состав формальных параметров для функции, перечень дос­тупных методов для типа или экземпляра класса. Это опять же облегчает труд разработчика, поскольку избавляет его от необходимости помнить состав функ­ций и типов многих модулей (прежде всего, библиотечных) или обращаться лишний раз к документации и справочной информации.

    Лексический анализ «на лету» - мощная функция, значительно облегчающая труд, связанный с подготовкой исходного текста. Она входит не только в состав многих систем программирования, но также и в состав многих текстовых редак­торов, поставляемых отдельно от систем программирования (в последнем случае она позволяет настроиться на лексику того или иного языка).

    Другой удобной сервисной функцией в современных системах программирова­ния является система подсказок и справок. Как правило, она содержит три ос­новные части:


    • справку по семантике и синтаксису используемого входного языка;

    • подсказку по работе с самой системой программирования;

    • справку о функциях библиотек, входящих в состав системы программирова­
      ния.
    Система подсказок и справок в настоящее время является составной частью мно­гих прикладных и системных программ. Как правило, она поддерживается соот­ветствующими утилитами ОС. Поэтому, кроме всего прочего, многие системы программирования включают в свой состав сервисные функции, позволяющие создавать и дополнять систему подсказок и справок. Это делается таким обра­зом, чтобы разработчик мог создавать и распространять вместе со своими при­кладными программами соответствующие им подсказки и справки.

    16.Разработка программ в архитектуре «клиент-сервер»

    Структура приложения, построенного в архитектуре «клиент - сервер».

    Распространение динамически подключаемых библиотек и ресурсов прикладных программ привело к ситуации, когда большинство прикладных программ стало представлять собой не единый программный модуль, а набор сложным образом взаимосвязанных между собой компонентов. Многие из этих компонентов либо входили в состав ОС, либо же требовалась их поставка и установка от других разработчиков, которые очень часто могли быть никак не связаны с разработчи­ками самой прикладной программы.

    При этом среди всего множества компонентов прикладной программы можно было выделить две логически цельные составляющие: первая - обеспечивающая «нижний уровень» работы приложения, отвечающая за методы хранения, досту­па и разделения данных; вторая - организующая «верхний уровень» работы приложения, включающий в себя логику обработки данных и интерфейс пользо­вателя.

    Первая составляющая, как правило, представляла собой набор компонентов сто­ронних разработчиков. Часто она так или иначе была связана с доступом к базам данных, которые могли предусматривать достаточно сложную организацию. Для работы ее компонентов требовалось наличие высокопроизводительной вычисли­тельной системы.

    Вторая составляющая включала в себя собственно алгоритмы, логику и весь ин­терфейс, созданные разработчиками программы. Она требовала наличие связи с методами доступа к данным, содержащимся в первой составляющей. Требова­ния к вычислительным системам, необходимым для выполнения ее компонен­тов, были обычно существенно ниже, чем для первой составляющей.

    Тогда сложилось понятие приложения, построенного на основе архитектуры «клиент-сервер». В первую (серверную) составляющую такого приложения от­носят все методы, связанные с доступом к данным. Чаще всего их реализует сер-

    Вер БД (сервер данных) из соответствующей СУБД (системы управления база­ми данных) в комплекте с драйверами доступа к нему. Во вторую (клиентскую) часть приложения относят все методы обработки данных и представления их пользователю. Клиентская часть взаимодействует, с одной стороны, с сервером, получая от него данные, а с другой стороны - с пользователем, ресурсами при­ложения и ОС, осуществляя обработку данных и отображение результатов. Ре­зультаты обработки клиент опять-таки может сохранить в БД, воспользовав­шись функциями серверной части.

    Кроме того, со временем на рынке СУБД стали доминировать несколько наибо­лее известных компаний-производителей. Они предлагали стандартизованные интерфейсы для доступа к создаваемым ими СУБД. На них, в свою очередь, ста­ли ориентироваться и разработчики прикладных программ. Такая ситуация оказала влияние и на структуру систем программирования. Мно­гие из них стали предлагать средства, ориентированные на создание приложений в архитектуре «клиент-сервер». Как правило, эти средства поставляются в соста­ве системы программирования и поддерживают возможность работы с широким диапазоном известных серверов данных через один или несколько доступных интерфейсов обмена данными. Разработчик прикладной программы выбирает одно из доступных средств плюс возможный тип сервера (или несколько воз- : можных типов), и тогда его задача сводится только к созданию клиентской части, ; приложения, построенной на основе выбранного интерфейса. Создав клиентскую часть, разработчик может далее использовать и распростра­нять ее только в комплексе с соответствующими средствами из состава системы программирования. Интерфейс обмена данными обычно входит в состав систе­мы программирования. Большинство систем программирования предоставляют возможность распространения средств доступа к серверной части без каких-либо дополнительных ограничений.

    Что касается серверной части, то возможны два пути: простейшие серверы БД требуют от разработчиков приобретения лицензий на средства создания и отлад­ки БД, но часто позволяют распространять результаты работы без дополнитель­ных ограничений; мощные серверы БД, ориентированные на работу десятков и сотен пользователей, требуют приобретения лицензий как на создание, так и на распространение серверной части приложения. В этом случае конечный пользователь приложения получает целый комплекс программных продуктов от множества разработчиков.

    Более подробно об организации приложений на основе архитектуры «клиент-сервер» можно узнать в .

    UTM-метки - набор данных, добавляемых к URL с целью получения дополнительной информации в рамках оценки продуктивности маркетинговых кампаний. UTM-tags были разработаны компанией Urchin Software, поглощенной Google. Пять предлагаемых этими тегами параметров позволяют оценить, насколько успешно то или иное объявление. Данные, получаемые в результате таких GET-запросов, обрабатываются в различных сервисах аналитики, среди которых самые востребованные - Google Analytics и Яндекс.Метрика.

    Постановка метки - процесс простой и не требующий специфических знаний (кроме тех, о которых я расскажу в данной статье).

    Итак, прежде, чем перейти к формированию URL, разберемся с тем, что позволяют оценивать имеющиеся атрибуты:

    • источник перехода (Google, e-mail и т.д.);
    • тип трафика (например, PPC или КМС);
    • наименование кампании, обеспечившей переход;
    • ключ;
    • дополнительные сведения для различия объявлений.

    Первые три параметра из приведенного списка являются для меток обязательными, а следующие, соответственно, необязательными. Теперь познакомимся с ними подробнее. Независимо от того, в какой сети создана кампания, применяются одни и те же метки:

    • utm_source;
    • utm_medium;
    • utm_campaign;
    • utm_term;

    Каждая являет собой единство двух компонентов: параметра из числа приведенных выше и соответствующего ему значения. Между ними ставится знак равенства. Поскольку меток в каждом URL минимум три, их необходимо разделить между собой, для чего используется символ &.

    Теперь, собственно, образец:

    domen.com/?utm_source =google&utm_medium =cpc&utm_campaign =my_sale

    Значение устанавливается так, чтобы маркетолог при анализе с помощью систем аналитики имел возможность оперативно оценивать источники переходов (например, utm_ source =adwords или utm_ source = vk) , и типы трафика (utm-medium =cpc или utm-medium =ppc) .

    Как видите, никаких сложностей с созданием ссылки нет, достаточно лишь задать необходимые параметры. Чтобы не ошибиться при написании ссылки или просто облегчить себе работу, когда требуется их большое количество, можно использовать специальные сервисы - генераторы UTM-меток.

    Я хочу точно понять, на какую часть компилятора программы просматривается и на что ссылается компоновщик. Поэтому я написал следующий код:

    #include using namespace std; #include void FunctionTemplate (paramType val) { i = val } }; void Test::DefinedCorrectFunction(int val) { i = val; } void Test::DefinedIncorrectFunction(int val) { i = val } void main() { Test testObject(1); //testObject.NonDefinedFunction(2); //testObject.FunctionTemplate(2); }

    У меня есть три функции:

    • DefinedCorrectFunction - это нормальная функция, объявленная и определенная правильно.
    • DefinedIncorrectFunction - эта функция объявлена ​​правильно, но реализация неверна (отсутствует;)
    • NonDefinedFunction - только объявление. Нет определения.
    • FunctionTemplate - шаблон функции.

      Теперь, если я скомпилирую этот код, я получаю ошибку компилятора для отсутствующего ";" в DefinedIncorrectFunction.
      Предположим, я исправить это, а затем прокомментировать testObject.NonDefinedFunction(2). Теперь я получаю ошибку компоновщика. Теперь закомментируйте testObject.FunctionTemplate(2). Теперь я получаю ошибку компилятора для отсутствующих ";".

    Для шаблонов функций я понимаю, что они не тронуты компилятором, если они не вызываются в коде. Итак, недостающие ";" не жалуется компилятором, пока я не вызвал testObject.FunctionTemplate(2).

    Для testObject.NonDefinedFunction(2) компилятор не жаловался, но компоновщик сделал. Насколько я понимаю, весь компилятор должен был знать, что объявлена ​​функция NonDefinedFunction. Он не заботился об осуществлении. Затем линкер жаловался, потому что не смог найти реализацию. Пока все хорошо.

    Итак, я не совсем понимаю, что именно делает компилятор и что делает компоновщик. Мое понимание компонентов компоновщика ссылок со своими вызовами. Так что, когда NonDefinedFunction называется, он ищет скомпилированную реализацию NonDefinedFunction и жалуется. Но компилятор не заботился о реализации NonDefinedFunction, но это делалось для DefinedIncorrectFunction.

    Я бы очень признателен, если кто-нибудь сможет объяснить это или дать некоторую ссылку.

    8 ответов

    Функция компилятора заключается в том, чтобы скомпилировать написанный вами код и преобразовать его в файлы объектов. Поэтому, если вы пропустили; или использовали переменную undefined, компилятор будет жаловаться, потому что это синтаксические ошибки.

    Если компиляция выполняется без каких-либо сбоев, создаются объектные файлы . Объектные файлы имеют сложную структуру, но в основном содержат пять вещей

    • Заголовки - информация о файле
    • Код объекта - код в машинном языке (этот код не может работать сам по себе в большинстве случаев)
    • Информация о переезде. Каким частям кода необходимо будет изменить адреса при фактическом выполнении.
    • Таблица символов . Символы, на которые ссылается код. Они могут быть определены в этом коде, импортированы из других модулей или определены компоновщиком
    • Отладочная информация - используется отладчиками

    Компилятор компилирует код и заполняет таблицу символов каждым символом, с которым он сталкивается. Символы относятся к переменным и функциям. Ответ на Этот вопрос объясняет таблицу символов.

    Здесь содержится коллекция исполняемого кода и данных, которые компоновщик может обрабатывать в рабочем приложении или в общей библиотеке. Объектный файл имеет структуру данных, называемую таблицей символов в ней, которая сопоставляет различные элементы в объектном файле именам, которые может понять компоновщик.

    Точка примечания

    Если вы вызываете функцию из своего кода, компилятор не ставит конечный адрес подпрограммы в объектном файле. Вместо этого он ставит значение-заполнитель в код и добавляет примечание, которое сообщает компоновщику искать ссылку в различных таблицах символов из всех объектные файлы, которые он обрабатывает, и вставьте конечное местоположение там.

    Сгенерированные объектные файлы обрабатываются компоновщиком, который заполняет пробелы в таблицах символов, связывает один модуль с другим и, наконец, дает исполняемый код, который может быть загружен загрузчиком.

    Итак, в вашем конкретном случае -

    • DefinedIncorrectFunction() - компилятор получает определение функции и начинает компилировать его для создания объектного кода и вставки соответствующей ссылки в таблицу символов. Ошибка компиляции из-за ошибки синтаксиса, поэтому компилятор прерывается с ошибкой.
    • NonDefinedFunction() - компилятор получает декларацию, но не имеет определения, поэтому добавляет запись в таблицу символов и помещает компоновщик для добавления соответствующих значений (поскольку компоновщик обрабатывает кучу объектных файлов, возможно, это определение присутствует в некоторых другой файл объекта). В вашем случае вы не указываете какой-либо другой файл, поэтому компоновщик прерывается с ошибкой undefined reference to NonDefinedFunction , потому что он не может найти ссылку на соответствующую запись в таблице символов.

    Чтобы понять это, еще раз скажем, что ваш код структурирован следующим образом

    #include #include class Test { private: int i; public: Test(int val) {i=val ;} void DefinedCorrectFunction(int val); void DefinedIncorrectFunction(int val); void NonDefinedFunction(int val); template void FunctionTemplate (paramType val) { i = val; } };

    Файл try.cpp

    #include "try.h" void Test::DefinedCorrectFunction(int val) { i = val; } void Test::DefinedIncorrectFunction(int val) { i = val; } int main() { Test testObject(1); testObject.NonDefinedFunction(2); //testObject.FunctionTemplate(2); return 0; }

    Давайте сначала скопируем и собираем код, но не свяжем его

    $g++ -c try.cpp -o try.o $

    Этот шаг протекает без каких-либо проблем. Таким образом, у вас есть объектный код в try.o. Попробуйте и соедините его.

    $g++ try.o try.o: In function `main": try.cpp:(.text+0x52): undefined reference to `Test::NonDefinedFunction(int)" collect2: ld returned 1 exit status

    Вы забыли определить Test:: NonDefinedFunction. Пусть определите его в отдельном файле.

    Файл-try1.cpp

    #include "try.h" void Test::NonDefinedFunction(int val) { i = val; }

    Скомпилируем его в объектный код

    $ g++ -c try1.cpp -o try1.o $

    Снова это успешно. Попробуем связать только этот файл

    $ g++ try1.o /usr/lib/gcc/x86_64-redhat-linux/4.4.5/../../../../lib64/crt1.o: In function `_start": (.text+0x20): undefined reference to `main" collect2: ld returned 1 exit status

    Нет основной так выигранной; t link!!

    Теперь у вас есть два отдельных объектных кода, в которых есть все необходимые компоненты. Просто передайте ОБОИХ из них в компоновщик, и пусть это сделает остальные

    $ g++ try.o try1.o $

    Нет ошибок! Это связано с тем, что компоновщик находит определения всех функций (даже если они разбросаны в разных объектных файлах) и заполняет пробелы в объектных кодах соответствующими значениями

    Скажите, что вы хотите съесть какой-то суп, поэтому отправляйтесь в ресторан.

    Вы ищете меню для супа. Если вы не найдете его в меню, вы покидаете ресторан. (вроде компилятора, жалующегося на то, что он не смог найти функцию). Если вы его найдете, что вы делаете?

    Ты позвонишь официанту, чтобы пойти с твоим супом. Однако, просто потому, что он в меню, не означает, что они также имеют его на кухне. Может быть устаревшее меню, может быть, кто-то забыл сказать шеф-повару, что он должен сделать суп. Так что снова вы уходите. (например, ошибка от компоновщика, что он не мог найти символ)

    Я считаю, что это ваш вопрос:

    Где я запутался, когда компилятор жаловался на DefinedIncorrectFunction. Он не искал реализацию NonDefinedFunction, но прошел через DefinedIncorrectFunction.

    Компилятор попытался разобрать DefinedIncorrectFunction (потому что вы предоставили определение в этом исходном файле), и произошла синтаксическая ошибка (отсутствовала точка с запятой). С другой стороны, компилятор никогда не видел определения для NonDefinedFunction , потому что в этом модуле просто не было кода. Возможно, вы указали определение NonDefinedFunction в другом исходном файле, но компилятор этого не знает. Компилятор просматривает только один исходный файл (и его включенные файлы заголовков) за раз.

    Компилятор проверяет, соответствует ли исходный код языку и соответствует семантике языка. Вывод компилятора - это объектный код.

    Компоновщик связывает различные объектные модули вместе, чтобы сформировать exe. Определения функций расположены в этой фазе, и на этом этапе добавляется соответствующий код для их вызова.

    Компилятор компилирует код в виде единиц перевода . Он скомпилирует весь код, который включен в исходный файл.cpp ,
    DefinedIncorrectFunction() определяется в вашем исходном файле, поэтому компилятор проверяет его на корректность языка.
    NonDefinedFunction() имеет какое-либо определение в исходном файле, поэтому компилятору не нужно его компилировать, если определение присутствует в каком-то другом исходном файле, функция будет скомпилирована как часть этой единицы перевода, а позже линкер свяжет к нему, если на этапе связывания определение не найдено компоновщиком, тогда оно вызовет ошибку связывания.

    Что делает компилятор, и что делает компоновщик, зависит от реализация: правовая реализация может просто хранить токенизированные источник в "компиляторе" и делать все в компоновщике. Современные реализации ставят все больше и больше на компоновщик, для лучшая оптимизация. И многие ранние реализации шаблонов не даже посмотрите код шаблона до тех пор, пока время ссылки, кроме соответствующих фигурных скобок достаточно знать, где шаблон закончился. С точки зрения пользователя, вас больше интересует, требует ли ошибка "диагностика" (которая может быть выбрана компилятором или компоновщиком) или undefined.

    В случае DefinedIncorrectFunction вы предоставляете исходный текст который требуется для анализа. Этот текст содержит ошибка, для которой требуется диагностика. В случае NonDefinedFunction: если функция используется, отказ предоставить определение (или предоставление более одного определения) в полном программа является нарушением одного правила определения, которое undefined поведение. Диагностика не требуется (но я не могу представить которые не предусматривали какого-либо недостающего определения функция, которая была использована).

    На практике ошибки, которые могут быть легко обнаружены просто путем изучения текстовый ввод одной единицы перевода определяется стандартом "требуется диагностика", и будет обнаружен компилятор. Ошибки, которые не могут быть обнаружены при рассмотрении единая единица перевода (например, отсутствующее определение, которое может быть присутствующие в другой единицы перевода) формально undefined поведение, во многих случаях ошибки могут быть обнаружены компоновщиком, и в таких случаях реализация фактически выдает ошибку.

    Это несколько изменено в таких случаях, как встроенные функции, где вы разрешено повторять определение в каждой единицы перевода и измененный шаблонами, поскольку многие ошибки не могут быть обнаружены до тех пор, пока конкретизации. В случае шаблонов стандартный лист реализаций большая свобода: по крайней мере, компилятор должен проанализируйте шаблон достаточно, чтобы определить, где заканчивается шаблон. добавленные стандартные вещи, такие как typename , тем не менее, позволяют значительно больше синтаксический анализ перед созданием. Однако в зависимых контекстах некоторые ошибки не могут быть обнаружены до создания экземпляра, что может место во время компиляции или время ссылки; ранние реализации предпочтительная компоновка времени ссылки; время компиляции сегодня, и используется VС++ и g++.

    [из методы]

    Определение 9.22 Компоновщик (редактор связей) " это программа, предназначенная для связывания между собой объектных файлов, порождаемых компилятором, и файлов библиотек, входящих в состав системы программирования.

    Объектный файл не может быть запущен до тех пор, пока все модули и секции не будут в нем увязаны между собой. Результатом работы компоновщика является исполняемый файл. Этот файл включает в себя текст программы на языке машинных кодов. При попытке создать исполняемый файл компоновщик может вывести сообщение об ошибке, если он не обнаружил какого-либо компонента.

    Сначала компоновщик выбирает из первого объектного модуля программную секцию и присваивает ей начальный адрес. Программные секции остальных объектных модулей получают адреса относительно начального адреса в порядке следования. При этом может осуществляться выравнивание адресов программных секций. Одновременно с объединением текстов программных секций объединяются секции данных, таблицы идентификаторов и внешних времен. Разрешаются межсекционных ссылки.

    Процедура разрешения ссылок сводится к вычислению значений адресных констант процедур, функций и переменных с учетом перемещений секций относительно начала собираемого программного модуля. Если при этом обнаруживаются ссылки к внешним переменным, отсутствующим в списке объектных модулей, редактор связей организует их поиск в библиотеке необходимую составляющую найти не удается, формируется сообщение об ошибке.

    Обычно компоновщик формирует простейший программный модуль, создаваемый как единое целое. Однако в более сложных случаях компоновщик может создавать и другие модули: программные модули с оверлейной структурой, объектные модули библиотек и модули динамически подключаемых библиотек.

    Компоновщик (также реда́ктор свя́зей, линкер - от англ. link editor, linker) - программа, которая производит компоновку - принимает на вход один или несколько объектных модулей и собирает по ним исполнимый модуль.

    Для связывания модулей компоновщик использует таблицы имён, созданные компилятором в каждом из объектных модулей. Такие имена могут быть двух типов:

    Определённые или экспортируемые имена - функции и переменные, определённые в данном модуле и предоставляемые для использования другим модулям

    Неопределённые или импортируемые имена - функции и переменные, на которые ссылается модуль, но не определяет их внутри себя

    Работа компоновщика заключается в том, чтобы в каждом модуле разрешить ссылки на неопределённые имена. Для каждого импортируемого имени находится его определение в других модулях, упоминание имени заменяется на его адрес.

    Компоновщик обычно не выполняет проверку типов и количества параметров процедур и функций. Если надо объединить объектные модули программ, написанные на языках со строгой типизацией, то необходимые проверки должны быть выполнены дополнительной утилитой перед запуском редактора связей.