• Информатика и информационные технологии. основной образовательной программы

    На этой страничке мы поговорим на такие темы, как: Базовые понятия информатики , , Классификация информации .

    Информационные технологии определение.

    Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) — наука непосредственно связанная с вычислительной техникой. Занимается изучением технологий управления и обработки данных, как с применением персонального компьютера, так и без применения вычислительной техники. В наше время очень сложно представить мир без Информационные технологии , компьютеров и других автоматизированных систем.

    Сегодня, чаще понятие Информационные технологии , воспринимается как «Компьютерные технологии». Как правило, Информационные технологии непосредственно связаны с компьютером и программным обеспечением для передачи, хранения, обработки, редактирования и защиты информации .

    Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, Информационные технологии (ИТ) — это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин которые изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации, вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

    Базовые понятия информатики.

    Информатика: дисциплина, основанная на использование компьютерной техники, изучающая структуру, общие свойства информации и все информационные процессы (information automatique ).

    Базовыми понятиями информатики и информационных технологий являются:

    • Информация.
    • Информационные процессы.
    • Технология.
    • Информационные ресурсы.
    • Информационная система.

    Информация — происходит от слова information , сведенья, данных. Информация в понимание компьютера, это последовательность символов, несущая смысловую нагрузку, и представленная в понятном компьютеру виде.

    Информационные процессы — действия, осуществляемые с информацией:

    • Сбор.
    • Получение.
    • Хранение.
    • Обработка.
    • Передача.

    Технология — происходит от латинского (techne ): искусство, умение, мастерство. Технология, это определенная совокупность действий, направленная на достижение поставленной цели.

    Информационные технологии — совокупность программных, технических, документальных средств, для выполнения информационных процессов.

    Информационная система — упорядоченная совокупность документированной информации, отвечающая определенным принципам (достоверность, точность, структурированность). Типичным примером информационной системы является база данных. Также в состав информационной системы входят: локальные сети, базы данных, глобальные сети и т.д.

    Информационный ресурс — совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации. Типичным примером информационного ресурса является веб-сайт.

    Классификация информации.

    Любая классификация всегда относительна. Один и тот же объект может быть классифицирован по разным признакам или критериям. Часто встречаются ситуации, когда в зависимости от условий внешней среды объект может быть отнесен к разным классификационным группировкам. Эти рассуждения особенно актуальны при классификации видов информации , так как она часто может быть использована в разных условиях, разными потребителями, для разных целей.

    Информацию можно классифицировать по нескольким признакам. По способу получения и передачи информация классифицируется на: визуальная (зрительная), аудиальная (звуковая), тактильная (ощущаемая), органолептическая (вкусовая). По способу представления и обработки информация классифицируется на: аналоговую (обычная телефонная линия) и дискретную (цифровая). По технологии обработки в компьютере информацию можно классифицироваться на: символьную, числовую, мультимедийную и графическую

    На этом данную статью я заканчиваю, надеюсь, вы полностью разобрались с темами: Базовые понятия информатики , Информационные технологии определение , Классификация информации .

    Информатика – это наука и учебная дисциплина о закономерностях работы с информацией, методах ее преобразования, хранения и передачи средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

    Информатика изучает свойства, структуру и функции информационных систем, а также происходящие в них информационные процессы.

    Информационная система – это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации для достижения цели управления. Информационный процесс – это процесс, в результате которого осуществляется восприятие, накопление, хранение, поиск, обработка и распространение информации.

    Дисциплина «Информатика» в ВУЗе имеет целью ознакомить студентов с основами современных информационных технологий и тенденциями их развития. С этой точки зрения «Информатика» служит базой для специализированных дисциплин, направленных на изучение современных информационных технологий в областях будущей профессиональной деятельности.

    Из определения информатики также видно, что информатика очень близка к технологии, поэтому ее предмет нередко называют информационной технологией. Информационная технология (ИТ) – совокупность методов и программно-технических средств, обеспечивающая сбор, обработку, хранение, распределение и отображение данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель ИТ – производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

    Предмет информатики составляют следующие понятия:

      аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;

      программное обеспечение средств вычислительной техники;

      средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;

      средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.

    Как видно из этого списка, в информатике особое внимание уделяется вопросам взаимодействия. Для этого даже есть специальное понятие – интерфейс. Методы и средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами называют пользовательским интерфейсом. Соответственно, существуют аппаратные интерфейсы, программные интерфейсы и аппаратно-программные интерфейсы.

    Основной задачей информатики является систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники. Цель систематизации состоит в выделении, внедрении и развитии передовых, наиболее эффективных технологий, в автоматизации этапов работы с данными, а также в методическом обеспечении новых технологических исследований.

    Информатика как наука объединяет группу дисциплин, занимающихся изучением различных аспектов свойств информации в информационных процессах, а также применением алгоритмических, математических и программных средств для ее обработки с помощью компьютеров.

      Информатика – практическая наука . Ее достижения должны проходить подтверждение практикой и приниматься в тех случаях, когда они соответствуют критерию повышения эффективности.

    В информатике все жестко ориентировано на эффективность. Вопрос, как сделать ту или иную операцию, для информатики является важным, но не основным. Основным же является вопрос, как сделать данную операцию эффективно.

    Информатика как индустрия – это инфраструктурная отрасль народного хозяйства, обеспечивающая все другие отрасли необходимыми информационными ресурсами. Индустрия информатики включает в себя предприятия, производящие вычислительную технику и ее элементы; вычислительные центры различного типа и назначения; осуществляющие производство программных средств и проектирование информационных систем; организации, накапливающие, распространяющие и обслуживающие фонды алгоритмов и программ; станции обслуживания вычислительной техники.

    Сигнал (от латинского signum - знак) представляет собой любой процесс, несущий информацию.

    Сообщение - это информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи.

    Данные - это информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки ее техническими средствами, например, ЭВМ.

    Технологии, опишем составные части «ядра» современной информатики. Каждая из этих частей может рассматриваться как относительно самостоятельная научная дисциплина; взаимоотношения между ними примерно такие же, как между алгеброй, геометрией и математическим анализом в классической математике - все они хоть и самостоятельные дисциплины, но, несомненно, части одной науки.

    Теоретическая информатика - часть информатики, включающая ряд математических разделов. Она опирается на математическую логику и включает такие разделы как теория алгоритмов и автоматов, теория информации и теория кодирования, теория формальных языков и грамматик, исследование операций и другие. Этот раздел информатики использует математические методы для общего изучения процессов обработки информации.

    Вычислительная техника - раздел, в котором разрабатываются общие принципы построения вычислительных систем. Речь идет не о технических деталях и электронных схемах (это лежит за пределами информатики как таковой), а о принципиальных решениях на уровне, так называемой, архитектуры вычислительных (компьютерных) систем, определяющей состав, назначение, функциональные возможности и принципы взаимодействия устройств. Примеры принципиальных, ставших классическими решений в этой области - неймановская архитектура компьютеров первых поколений, шинная архитектура ЭВМ старших поколений, архитектура параллельной (многопроцессорной) обработки информации.

    Программирование - деятельность, связанная с разработкой систем программного обеспечения. Здесь отметим лишь основные разделы современного программирования: создание системного программного обеспечения и создание прикладного программного обеспечения. Среди системного - разработка новых языков программирования и компиляторов к ним, разработка интерфейсных систем (пример - общеизвестная операционная оболочка и система Windows). Среди прикладного программного обеспечения общего назначения самые популярные - система обработки текстов, электронные таблицы (табличные процессоры), системы управления базами данных. В каждой области предметных приложений информатики существует множество специализированных прикладных программ более узкого назначения.

    Информационные системы - раздел информатики, связанный с решением вопросов по анализу потоков информации в различных сложных системах, их оптимизации, структурировании, принципах хранения и поиска информации. Информационно-справочные системы, информационно-поисковые системы, гигантские современные глобальные системы хранения и поиска информации (включая широко известный Internet) в последнее десятилетие XX века привлекают внимание все большего круга пользователей. Без теоретического обоснования принципиальных решений в океане информации можно просто захлебнуться. Известным примером решения проблемы на глобальном уровне может служить гипертекстовая поисковая система WWW, а на значительно более низком уровне - справочная система, к услугам которой мы прибегаем, набрав телефонный номер 09".

    Искусственный интеллект - область информатики, в которой решаются сложнейшие проблемы, находящиеся на пересечении с психологией, физиологией, лингвистикой и другими науками. Как научить компьютер мыслить подобно человеку? - Поскольку мы далеко не все знаем о том, как мыслит человек, исследования по искусственному интеллекту, несмотря на полувековую историю, все еще не привели к решению ряда принципиальных проблем. Основные направления разработок, относящихся к этой области - моделирование рассуждений, компьютерная лингвистика, машинный перевод, создание экспертных систем, распознавание образов и другие.

    правила и методы использования вычислительной техники в разных областях человеческой деятельности

    4) социальная информатика:

    влияние новых информационных технологий и развития вычислительной техники на жизнь общества

    Более подробно структура предметной области информатики представлена в таблице на следующей странице.

    Информатика изучает процессы создания и обработки информации, решает проблемы, которые сопряжены с применением компьютеров и оргтехники, благодаря развитию которых она и появилась.

    Цель информатики – приобретение знаний об информационных системах (то есть таких системах, в которых происходят процессы сбора, обработки, накопления, хранения и передачи информации), а также определение общих принципов построения и работы этих систем.

    Основная функция информатики – нахождение и использование средств и методов обработки информации.

    Задачи информатики:

    создание техники и технологий преобразования информации;

    решение проблем, возникающих при разработке и использовании информационных технологий и компьютерной техники;

    исследование информационных процессов

    Роль информатики в современном мире вырастает, поскольку происходит переход к информационному обществу

    Информационное общество характеризуется следующими чертами:

    большая часть работающих занимается не производством материальных благ, а производством и обработкой информации

    вся большая часть потребностей населения связана с получение информации

    уровень жизни во многом определяется доступом к информационным ресурсам

    резко увеличивается объем обрабатываемой информации

    увеличивается информационная емкость выпускаемой продукции, т.е. для производства продукции требуется все больше информации

    Процесс перехода от индустриального общества к информационному называется информатизацией

    Информатика – это одна из самых молодых наук. Она изучает свойства и закономерности информации, методы ее использования в жизнедеятельности человека.

    Начинается история развития информатики с момента появления первых электронно-вычислительных машин в конце 40-х – начале 50-х годов ХХ века. Это были первые ЭВМ, работающие на электронных лампах. Ближе к 60-м годам были изобретены дискретные полупроводниковые ЭВМ. А в середине 60-х годов появились машины, оборудованные интегральными микросхемами.

    История развития информационных систем теснейшим образом связана с тем, что человеку было всегда трудно производить сложные математические вычисления в уме или на бумаге. Пытливый ум людей стремился к автоматизации вычислительных процессов путем использования простейших счетов, логарифмической линейки. И, наконец, в 1642 году Паскалем был создан восьмиразрядный суммирующий механизм. Через 2 столетия Шарль де Кольмар усовершенствовал его до арифмометра, который производил более сложные математические действия в виде умножения и деления. Бухгалтера были в восторге от этого изобретения.


    Но собственно история развития информационных технологий начинается с изложения идей, положенных в основу современных компьютеров в 1833 году англичанином Чарльзом Бэббиджем. Он впервые использовал перфокарты, отверстия которых служили для передачи информации. Это были первые шаги программирования.

    История развития информационных систем была продолжена в 1888 году инженером из Америки Германом Холлеритом, которому принадлежит авторство первой счетной машины электромеханического типа. Она прошла проверку во время переписи населения в 1890 году и поразила своими результатами и скоростью вычисления. Если ранее для выполнения этого количества работы требовалось 500 сотрудников, которые корпели над цифрами семь лет подряд, то Холлерит, который раздал каждому из 43 помощников по счетной машине, справился с этим объемом работы в течение одного месяца.

    История развития информационных технологий благодарна Холлериту и в том, что он основал компанию, которая в дальнейшем стала именоваться IBM и на сегодняшний день является гигантом мировой компьютеризации. Ее сотрудники вместе с учеными Гарвардского университета в 1940 году построили первую электронно-вычислительную машину, которую назвали «Марк-1». Весила эта громадина 35 тонн, а заказчиком ЭВМ выступило военное ведомство США. Машина вычисляла в двоичной системе. На 300 действий умножения и 5000 операций сложения она тратила всего одну секунду. Но лампы быстро выходили из строя и эта проблема была решена Бардином, Браттейном и Шокли – изобретателями полупроводниковых транзисторов.

    Таким образом, история развития информатики подошла к моменту радикального уменьшения размеров компьютеров и следующее их поколение было существенно меньших размеров. А скорость вычислительных способностей увеличилась в 10 раз.

    Далее вся история развития информатики в мире будет связана с миниатюризацией компьютеров. И преуспевает в этом отношении сначала американская компания DIGITAL EQUIPMENT, затем фирма INTEL. А середины 70-х годов ХХ века появляются и персональные компьютеры знаменитой ныне компании APPLE.

    История развития информатики в нашей стране начинается с малой электронной счетной машины (МСЭМ), выполнявшая 50 операций в секунду. Ее конструктором стал Сергей Александрович Лебедев. Путь ее был в нашем отечестве довольно тернист. А сегодня мы уже не представляем себе полноценной жизни без использования компьютеров. И если оглянуться назад, то времени-то прошло совсем немного. Так техническая мысль опережает даже время. ПК,

    ноутбуки и нетбуки - особая примета современной эпохи.

    Основными методами исследования в информатике являются:

    – системно-информационный анализ как конкретизация системного подхода;

    – информационное моделирование как конкретизация общенаучного метода моделирования;

    – компьютерный эксперимент как разновидность свойственного всем наукам вычислительного эксперимента.

    Быстрое увеличение объема существующей и циркулирующей в обществе информации ставит современного человека перед проблемой умения работать с ней: находить, отбирать нужное, хранить, упаковывать и быстро извлекать из хранилища, обрабатывать и преобразовывать. Причем, информация все чаще может быть представлена не только в текстовом, наиболее привычном виде, но и как видео- и аудиоматериалы, схемы и анимационная графика и т.п. Владение методами, приемами и средствами ра- боты с информацией становится одним из основных профессионально важных

    Понятие информации, виды информации. Ее свойства

    Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснения, изложение».

    Информация - это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различ­ный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.

    В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют, например сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т. п. «Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше».

    1.Понятие информационной технологии. 2

    2.Особенности профессионального общения с использованием современных средств коммуникаций. 2

    3.Использование новых информационных технологий в школе. 5

    4.Использование мультимедиа учебников и Интернет - технологии в образовательном процессе. 7

    5.Дистанционное образование учителя как способ повышения профессиональной компетентности педагога. 8

    6.Программа - автоматизированное рабочее место “Школа”. 9

    7.Создание единого информационно-образовательного пространства в образовательном учреждении посредством организации локальной сети. 10

    8.Литература. 11

    1. Понятие информационной технологии

    Технология при переводе с греческого (techne) означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное, как процессы. Под процессом следует понимать определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели. Процесс должен определяться выбранной человеком стратегией и реализоваться с помощью совокупности различных средств и методов.
    Под технологией материального производства понимают процесс, определяемый совокупностью средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала. Технология изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта.
    Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение.
    Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
    Цель технологии материального производства - выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.
    Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
    Известно, что, применяя разные технологии к одному и тому же материальному ресурсу, можно получить разные изделия, продукты. То же самое будет справедливо и для технологии переработки информации.

    2.Особенности профессионального общения с использованием современных средств коммуникаций.


    Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества. В современном обществе основным техническим средством технологии переработки информации служит персональный компьютер, который существенно повлиял как на концепцию построения и использования технологических процессов, так и на качество результатной информации. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: "новая", "компьютерная" или "современная".
    Прилагательное "новая" подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. Ее внедрение является новаторским актом в том смысле, что она существенно изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие новой информационной технологии включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают передачу информации разными средствами, а именно - телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др.

    Новая информационная технология - информационная технология с "дружественным" интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.
    Прилагательное "компьютерная" подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер.
    Три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии:
    -интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;
    - интегрированность (стыковка, взаимосвязь) с другими программными продуктами;
    -гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.
    Реализация технологического процесса материального производства осуществляется с помощью различных технических средств, к которым относятся: оборудование, станки, инструменты, конвейерные линии и т.п.
    По аналогии и для информационной технологии должно быть нечто подобное. Такими техническими средствами производства информации будет являться аппаратное, программное и математическое обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового качества. Выделим отдельно из этих средств - программные продукты и назовем их инструментарием, а для большей четкости можно его конкретизировать, назвав программным инструментарием информационной технологии. Определим это понятие.
    Инструментарий информационной технологии - один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель. В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.
    Реализация функций информационной системы невозможна без знания ориентированной на нее информационной технологии. Информационная технология может существовать и вне сферы информационной системы.
    Таким образом, информационная технология является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. В умелом сочетании двух информационных технологий - управленческой и компьютерной - залог успешной работы информационной системы.
    Информационная технология - совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на

    компьютере.
    Информационная система - человеко-компьютерная система для поддержки принятия решений и производства информационных продуктов, использующая компьютерную информационную технологию.
    Используемые в производственной сфере такие технологические понятия, как норма, норматив, технологический процесс, технологическая операция и т.п., могут применяться и в информационной технологии. Прежде чем разрабатывать эти понятия в любой технологии, в том числе и в информационной, всегда следует начинать с определения цели. Затем следует попытаться провести структурирование всех предполагаемых действий, приводящих к намеченной цели, и выбрать необходимый программный инструментарий.
    Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:
    - обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапы (фазы), операции, действия;
    - включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;
    - иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.
    Оснащение организаций, предприятий, фирм новыми аппаратными и программными средствами, наращивающими возможности компьютера, переход в разряд анахронизма понимания его как вычислителя, постепенно привели к вытеснению термина «компьютерные технологии» понятиями «информационные технологии», которые характеризуются средой, где они осуществляются, и компонентами, которые она содержит:
    -техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач);
    -программная среда (набор программных средств);
    -предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);
    -технологическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка

    эффективности и др.

    Изменения в социальном пространстве оказывают существенное влияние на содержание и направленность коммуникативных процессов. Появляются возможности накопления и переработки информации при новых формах коммуникации. Происходящее изменение информационного поля в условиях компьютеризации влияет на мировосприятие современного человека, создавая новый тип мышления.
    На современном этапе в контексте информатизации жизнедеятельности общества вообще управленческая деятельность, в том числе, может осуществляться с помощью компьютерных технологий. Что представляется не только как межличностное общение с помощью сети Интернет, но и как общение человека с компьютером, который обретает некоторые человеческие черты. Таким образом, именно диалог человек - машина является главным отличием электронной коммуникации от устной или документальной. В результате тем или иным образом преобразуются все прошлые типы и формы общения, активно функционирующие в новом качественном единстве друг с другом.
    Менеджеру необходимо учитывать особенности деятельности подчиненных, работа которых непосредственно связана с компьютером. Компьютер сегодня становится рядовым средством общения, а в будущем может превратиться в одно из основных средств коммуникативного взаимодействия. Если это действительно произойдет, то логика компьютерных сетей неизбежно начнет превращаться в логику общения современного человека, у которого неизбежно произойдет сокращение социального взаимодействия, сужение социальных связей, развитие депрессивных ситуаций вследствие одиночества. В этой ситуации менеджеру необходимо принять предупредительные меры против нежелательных последствий. Важно одновременно развивать два типа общения: реальный и виртуальный. Что означает применение информационных средств как важнейшего инструмента в управленческих процессах невозможных без непосредственного контакта с сотрудником. Межличностное общение продолжает оставаться основой управленческой деятельности в виду отсутствия у некоторых менеджеров и их подчиненных возможности и внутренней мотивации использовать технические средства.
    Для решения проблем более эффективного обучения профессионально-деловому общению в возникшей качественно новой информатизированной среде необходимо овладевать знаниями теории и практики реальной и виртуальной коммуникации в различных сферах и ситуациях профессионального общения.

    3.Использование новых информационных технологий в школе.

    Новые информационные технологии приживаются в нашей стране крайне неравномерно. Как эта неравномерность соотносится с возможностями и потребностями конкретного учителя? Могут ли новые информационные технологии дать новый импульс уже состоявшимся профессионалам?Ответы на данные вопросы очевидны. В отсутствие приемлемого (адекватного трудозатратам) уровня заработной платы новые информационные технологии - один из существенных факторов, способных в силу своей новизны, объективной интересности и современности, привлечь в школу молодежь, и не дать уйти из школы опытным преподавателям. Привлекает интересное и современное, как по сути, так и по содержанию дело. Вместе с тем, очень важно, чтобы новые информационные технологии применялись не вместо, а вместе с традиционными образовательными технологиями. Благодаря, в том числе, и государственной программе информатизации современные компьютеры появились практически во всех школах. Для многих педагогов очевидно, что современный мультимедийный компьютер - надежный помощник и эффективное учебное средство в преподавании различных предметов. Но сам по себе компьютер бесполезен, если нет доступа к современным электронным ресурсам в Интернете или на компакт-дисках. А использование учителем качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учащихся получение адекватного современным запросам школьного исторического образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения.Представляется, что сейчас уже можно составить некую градацию среди предметников, использующих компьютер в своей работе. При этом четко можно выделить пять уровней такого пользователя. Уровень первый - высокий старт. Использование компьютера в качестве “пишущей машинки с памятью”; более или менее регулярная подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков, планирования и т.д.; создание списков и картотек; шаблонных форм, спокойное отношение к создаваемым в компьютерном виде работам учащихся; элементарная систематизация документов в домашнем компьютере.Уровень второй - открытие возможностей. Достижение данного уровня неразрывно связано с выходом в Интернет. Возможно выделение промежуточного этапа - знакомство с тематическими CD-ROMами. Несмотря на низкий учебно-методический уровень последних, они способны поразить соскучившегося по качественным наглядным пособиям учителя предметника, и, в первую очередь богатейшими анимационными возможностями современных технологий. Использование компьютера на уроках и во внеурочной деятельности создает учителю славу человека передового и прогрессивного. Школьники начинают ставить его в пример другим предметникам, и в глазах коллег по работе авторитет такого учителя возрастает. Именно на этом этапе учитель начинает привлекать своих учеников к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах.Уровень третий - на пути к творчеству. Учитель начинает овладевать технологиями “созидания”: ему становятся доступными основные элементы программ MS Power Point, MS FrontPage, MS Publisher. В руки педагога попадают инструменты, используя анимационные возможности которых он существенно может усилить эффективность своего занятия. До применения этих программ на уроке дело еще не дошло, но учитель уже начинает выступать авторитетным консультантом во внутришкольных проектах. Под руководством предметника ученики создают свои тематические Web-страницы, а учитель информатики или сетевой координатор помогает в публикации этих материалов в сети “Интернет”. Для третьего уровня характерны также попытки создания электронной библиотеки учителя и проекты по написанию несколькими педагогами общего учебного пособия.

    Уровень четвертый - первые уроки. Постепенно из внешкольной жизни новые информационные технологии начинают проникать и на “его величество урок”. Важно, что для такого учителя уже вряд ли возможно движение в обратную сторону. Наоборот, возникает проблема систематизации создаваемого материала уже на качественно новом уровне.Уровень пятый - поиски системы. Для учителя становится профессионально необходимым научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые предоставляют ему новые информационные технологии.

    4.Использование мультимедиа учебников и Интернет - технологии в образовательном процессе.

    Одна из составляющих программы информатизации - преподавание информатики как учебного предмета. Необходимо во всем образовательном процессе использовать мультимедиа учебники и Интернет - технологии. Но на пути внедрения этих технологий возникают проблемы:

    1. отсутствие в школе организованных условий с максимально свободным доступом к компьютеру - из-за наличия компьютеров в школе только в кабинете информатики и предназначенных в основном для обучения учащихся;
    2. участникам педагогического процесса, учащимся и учителям, не предоставлен свободный доступ к компьютеру для работы в глобальной сети и с мультимедиа учебниками;
    3. нет заинтересованности учителей - предметников в проведении уроков, связанных с применением в учебном процессе электронных носителей информации, из-за отсутствия поддержки (материальной, организационной, методической и пр.);
    4. преподаватели не умеют интегрировать проектную методику, использовать компьютерные технологии с достаточно жесткой классно-урочной системой.

    Для решения этих проблем существует программа, которая позволяет использовать информационные технологии в образовательном процессе.

    Цели программы:

    1. создание единой информационной среды города, района и т.д., обеспечивающей повышение качества образования;
    2. эффективное использование научно-педагогического потенциала;
    3. поэтапный переход к новому уровню образования на основе новых технологий, с использованием электронных учебников.

    Задачи программы:

    1. формирование информационно-технологической инфраструктуры системы образования;
    2. предоставление образовательным учреждениям, участникам образовательного процесса (ученикам, преподавателям) свободного доступа к компьютерной технике, к глобальным информационным ресурсам, программным средствам (электронным учебникам, библиотекам, фонотекам);
    3. применение Интернет - технологий и мультимедийных учебников в учебном процессе;
    4. подготовка педагогических, административных кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.

    Ожидаемые конечные результаты:

    1. создание в школах электронных библиотек;
    2. свободный доступ учащихся и преподавателей к высококачественным и сетевым образовательным ресурсам, в том числе к системе современных учебных материалов по всем предметам общеобразовательной школы;
    3. повышение качества образования в учебных учреждениях.

    Научно-методическое обеспечение программы:

    1. программа обеспечена существующей в настоящее время научно-методической базой и инструментами по созданию электронной информации, её записи, тиражированию;
    2. программа обеспечена программными средствами для автоматического сопровождения информации и удобства её использования учителями-предметниками, учащимися;
    3. программа реализуется в рамках федеральной и краевой программы “Компьютеризация сельских школ”.

    5.Дистанционное образование учителя как способ повышения профессиональной компетентности педагога.

    Одним из элементов профессиональной компетенции педагога является владение информационно- коммуникационными технологиями. Один из способов повышения квалификации - дистанционное образование на муниципальном уровне. К средствам дистанционного образования относятся:

    1. кейсы предметных модулей;
    2. Интернет-ресурсы;
    3. мультимедиадиски.

    Информационно-коммуникационные технологии понимаются мною, как способы получения, обработки, хранения и распространения информации с помощью современных машин и программных продуктов. Таким образом, перед педагогом, пришедшим на курсы повышения квалификации, ставится несколько задач:

    1. освоение основ пользования персональным компьютером;
    2. изучение работы базовых программных продуктов: текстового редактора Word, табличного редактора Excel, программы - презентации Power Point, программы почтовой связи, программы работы в Интернете Internet Explorer;
    3. осознание целей, методов, способов, приемов включения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, учитывая не только специфику преподавания предмета, но и личностные особенности учащихся, психолого-педагогические возможности педагога, материально-технические условия образовательного учреждения.

    6.Программа - автоматизированное рабочее место “Школа”.

    В настоящее время многие школы имеют компьютеры. Это дает возможность их применения в различных направлениях, в том числе и для повышения оперативности управления школой. Применение компьютеров может резко ускорить анализ учебно-воспитательной работы, облегчить построение разнообразных отчетов, графиков, диаграмм, а вместе с тем и сэкономить рабочее время директоров и завучей школ, учителей предметников, библиотекарей, а также учителей информатики. Важной также представляется открывающаяся возможность накопления и анализа, данных работы школы за длительные промежутки времени. Создание базы данных всех учащихся и педагогических работников позволит быстро отслеживать динамику происходящих в школе процессов.Проект предусматривает создание единой школьной базы данных с информацией обо всех учащихся и педагогических работниках и построение локальной вычислительной сети для обеспечения доступа к этим данным директора, завуча, секретаря, педагогов, организаторов внеклассной работы, библиотекарей.В базе данных будут храниться личные дела всех учащихся и выпускников школы, а также дошкольников. Сюда входят, в том числе и четвертные, годовые, экзаменационные, итоговые оценки учащихся, сведения о родителях и их месте работы, попечителях, категориях семей, домашние адреса учащихся, домашние и рабочие телефоны родителей, характеристики учащихся. Предусмотрено хранение личных карточек педагогических работников школы с подробными сведениями о каждом из них: паспортными данными, сведениями об образовании и повышении квалификации, датах приема и увольнения с работы, педагогической нагрузке и т.п.

    При приеме учащегося в школу или учителя на работу секретарь одновременно с оформлением бумажной документации вносит соответствующие сведения в базу данных. По результатам каждой четверти вносятся отметки. Завуч сможет при помощи разрабатываемой мною программы - автоматизированное рабочее место - в автоматическом режиме построить отчеты об успеваемости и качестве знаний учащихся по классам, параллелям, ступеням (начальная, основная, средняя школа) и итого по школе, сравнить их с результатами прошлых лет, построив диаграмму, выяснить динамику изменения качества знаний каждого класса или параллели классов по заданному предмету. Можно проследить также качество знаний и успеваемость учащихся у каждого учителя и сравнить эти результаты с результатами коллег. Отчеты могут быть представлены как в текстовой, так и в графической форме. Есть также возможность подведения итогов участия в предметных олимпиадах, конкурсах, мероприятиях (школьных и городских), построения различных списков учащихся: по успеваемости, по возрасту, по категориям семей, по месту работы родителей, прибывших, выбывших, списков классов и т.д. Также быстро можно найти и информацию о требуемом учителе или построить отчет, обобщив данные. Например, диаграмму качественного состава педагогических работников (по категориям), таблицу сведений об образовании и повышении квалификации.Для эффективного использования АРМ предлагается поставить компьютеры в кабинеты директора и завучей, в библиотеку и объединить их в локальную вычислительную сеть между собой и с компьютерами кабинетов информатики и вычислительной техники. На стационарном компьютере или в любом кабинете вычислительной техники смогли бы во внеурочное время работать с базой данных учителя: вносить отметки, исправлять изменившиеся сведения об учащихся своих классов, распечатывать ведомости успеваемости к родительскому собранию, вносить корректировки в характеристики. Таким образом, была бы обеспечена работа с живыми данными и оперативность контроля при работе с постоянно обновляемой информацией.

    7.Создание единого информационно-образовательного пространства в образовательном учреждении посредством организации локальной сети.

    Организация локальной сети образовательного учреждения и в домашних условиях является первой ступенью развития школы:

    1. после появления данной локальной сети появляется стремление провести сеть в каждый класс (поставить компьютер в каждом классе), чтоб учитель мог свободно брать информацию к уроку, занесенную с головного компьютера или занесенного учениками из компьютерного класса, проектировать ее на доску;
    2. в результате у ученика появится стремление к учебе, потому что данный метод обучения – новый и перспективный.

    Объединив все компьютеры школы в единую локальную сеть, возможен доступ в Internet со всех PC с одного модема. Такой вариант подключения очень дешевый, т.к. платят за один PC, а работают в Internet все. В этом реферате собран весь материал воедино, создан такой проект, который полностью соответствует теме, а так же является пособием неопытным пользователям в установке локальной сети. Данный реферат оснащен приложением, что гораздо ускоряет процесс обучения.

    8.Литература.

    1. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Формирование теоретических основ создания и применения образовательных электронных изданий и ресурсов. // Электронные образовательные издания и ресурсы. Теория и практика. Бюллетень центра информатики и информационных технологий в образовании ИСМО РАО. Вып. 1. / М.: ИСМО РАО, – 2006. С. 6-12.

    2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Особенности подготовки педагогов к использованию Интернет-ресурсов в образовании. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». / М.: РУДН, – 2006, №1(3) С. 14-19.

    3. Гриншкун В.В. Потребности системы образования в использовании электронных изданий и ресурсов. // Вестник МГПУ. Серия информатика и информатизация образования. / М.: МГПУ, – 2006, №2 (7). С. 52-57.


    Информатика – отрасль науки, изучающая структуру и свойства информации, а также вопросы, связанные с её сбором, хранением, поиском, передачей, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах человеческой деятельности.

    Ещё одно определение информатики.

    Информатика – это область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров.

    Пристальное внимание к информатике связано с бурным ростом объёма человеческих знаний, который называется «информационным взрывом». Общая сумма человеческих знаний изменялась раньше очень медленно. Затем процесс получения новых знаний получил заметное ускорение. Так общая сумма человеческих знаний к 1900 г. удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. – каждые 10 лет, к 1970 г. – каждые 5 лет, к 1990 г. – ежегодно.

    Информатика изучает технологию сбора, хранения и переработки информации.

    В различных структурах производства ЭВМ если не заменяет, то во многом облегчает работу:

    Руководителям предприятий, дав им свободный доступ ко всей необходимой информации;

    Плановикам, технологам, товароведам, бухгалтерам, взяв на себя расчёты планов производства, анализ трудоёмкости изготовления деталей, осуществление бюджетных операций;

    Секретарям-машинисткам, упростив подготовку, размножение и редактирование документов.

    Цель информационной технологии – производство информации для её анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

    Технология (от греческого слова techne - искусство, мастерство, умение) с точки зрения информатики - это совокупность методов и средств обработки информации, применяемых в процессе решения задач на ЭВМ.

    Информационная технология (ИТ) – система методов и средств сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

    Тенденции развития современных информационных технологий в настоящее время:

    · комбинированное использование распределённой и централизованной обработки информации, архитектуры клиент-сервера;

    · использование эффективных алгоритмов обработки информации;

    · широкое внедрение сетевых технологий и современных средств телекоммуникаций;

    · использование мультимедиа-технологий и технологий виртуальной реальности при организации человеко-машинного интерфейса.

    Наиболее новые и прогрессивные технологии современности относят к высоким технологиям (англ. high technology, high-tech). Переход к использованию высоких технологий и соответствующей им техники является важнейшим звеном научно-технической революции (НТР) на современном этапе. К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника, робототехника, атомная энергетика, самолётостроение, космическая техника, микробиологическая промышленность.

    Информация.

    Информация – совокупность знаний о различных объектах и взаимосвязях между ними; т. е. это данные, подлежащие вводу в память ЭВМ, размещаемые там и доступные для автоматизированной обработки, а также для восприятия пользователем.

    К информации предъявляются следующие требования: точность, достоверность, оперативность и др.

    Точность информации обеспечивает ее однозначное восприятие всеми по­требителями.

    Достоверность информации определяет допусти­мый уровень искажения как поступающей, так и результативной информации; при этом сохраняется эффективность функциониро­вания системы.

    Оперативность отражает актуальность информа­ции для необходимых расчетов и принятия решений в изменив­шихся условиях.

    Данные – это информация, представленная в виде, пригодном для обработки автоматическими средствами при возможном участии человека.

    Деловая информация – совокупность данных (сведений), используемых при осуществлении функции управления юридическими объектами.

    Информационный процесс – это цикл образования информации и немедленного её сохранения в виде новых данных. Информация существует крайне непродолжительное время, но сам информационный процесс длится столько, сколько существуют носители данных, представляющие информацию.

    В основе многочисленных связей между человеком и обществом тоже лежат информационные процессы. Так, все политические, экономические, правовые и многие другие взаимоотношения имеют в своей основе информационный характер

    Экономическая информация – это преобразованная и обработанная совокупность сведений, отражающая состояние и ход экономических процессов. Экономическая информация циркулирует в экономической системе и сопровождает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Экономическую информацию следует рассматривать как одну из разновидностей управленческой информации.

    Экономическая информация может быть:

    управляющая (в форме прямых приказов, плановых заданий и т.д.);

    осведомляющая (в отчетных показателях, выполняет в экономической системе функцию обратной связи).

    Информацию можно рассматривать как ресурс, аналогичный материальным, трудовым и денежным ресурсам. Информационные ресурсы – совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальных носителях в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач.