• Какие характеристики должны быть у наушников. Оптимальный выбор наушников: на что обратить внимание. Цены на Sony MDR-XB950AP

    Наушники - устройство, без которого не может обойтись ни один любитель музыки. Но позвольте, спросите вы, почему наушники можно назвать устройством? Потому что они выполняют преобразование электрических импульсов в воздушные колебания, путем этого происходит воспроизведение звука. А если мы говорим о техническом устройстве, то нам становятся очень важны его характеристики, которые позволяют воспроизводить звук тем или иным образом. Соответственно, зная эти параметры, можно выбрать себе наушники, которые подойдут по вашим вкусам и условиям прослушивания.

    Выбирая наушники, следует учитывать тип наушников (это задает общие технические особенности), а также количественные показатели конкретных наушников, представляющие их технические параметры.

    Передача звукового сигнала может идти как по проводному каналу (хорошо знакомые нам проводные наушники, подключаемые к звуковому устройству - плееру, компьютерным колонкам и т.д.), так и по беспроводному (). Несмотря на активное развитие беспроводных технологий, доминирующим типом до сих пор остаются проводные наушники, а их аналоги без проводов используются как альтернатива для тех слушателей, которые предпочитают активный образ жизни и не хотят связывать себя с источником сигнала проводами и шнурами. Преимущества беспроводной технологии очевидны, к недостаткам же относятся большой вес этих наушников, ограниченный радиус действия, подверженность различным радиопомехам, а также в целом менее совершенный звук, чем тот, который достигается в проводных наушниках. Особенно это характерно для аналоговых беспроводных наушников, возникает это явление из-за того, что при передаче сигнала возникают модуляции и используется кодирование.
    Помимо типа канала, наушники различаются по своим конструктивным и техническим особенностям.
    Наверняка вы видели в аудиомагазинах, что у одних наушников чашки закрыты сзади и они весят больше, у других же сзади чашки открыты и вес модели, соответственно, меньше. Это не просто прихоть дизайнеров, а серьезное конструктивное различие, которое коренным образом влияет на звучание.


    Закрытые наушники

    Наушники закрытого типа (с закрытыми сзади чашками) образуют замкнутый объем воздуха. Этот объем ограничивают, с одной стороны, корпус и амбушюры наушников (та часть, которая непосредственно контактирует с вашим ухом), с другой стороны - слуховой канал, барабанная перепонка и ушная раковина. В результате создается закрытая среда, в которой практически идеально распространяются колебания низких частот. Вот почему в таких наушниках лучше воспроизводятся басы, лучше звучит рок и электронная музыка. Следует помнить, что все это возможно, когда наушники плотно прижаты к ушам, иначе герметизация нарушается.
    В наушниках, которые по типу акустического оформления относятся к открытым , все происходит несколько иначе. Наушник и слуховой канал не создают герметичную среду, при этом путь звуковой волны от тыльной стороны диффузора наушников превышает путь волны от передней стороны диффузора. Таким образом, низкие частоты ослабляются и звучат практически так же, как и средние. Соответственно, 100%-ного баса в таких наушниках вы не получите, а вот средние и верхние частоты, которые не будут дополнительно резонировать, прозвучат качественнее. Открытые наушники подойдут любителям оперной и вокальной музыки.


    Наконец, третье основание, по которому различаются наушники - тип конструкции и взаимодействия наушника с вашим ухом. Различают наушники вставные и накладные . Первые вставляются в ухо, вторые закрывают его сверху. Во вставных наушниках создаваемая герметичная среда позволяет достичь большей звукоизоляции, но малый размер мембраны излучателя ухудшает качество звука. Накладные же наушники в целом передадут звук качественнее, причем вы будете избавлены от деталей наушника в вашем ухе. Одно неудобство - большие чашки этих наушников скреплены дугой, которая может помять прическу, да и головной убор придется подбирать. Используя наушники-клипсы либо наушники с дугой на затылке, можно избежать этого неудобства.

    Очень важно также определиться, насколько высокий уровень задач вы ставите перед своими новыми наушниками. Все наушники можно разделить на 2 большие группы: любительские и профессиональные . Любительские наушники - это те, которые все мы используем при прослушивании музыки дома, на работе, в транспорте, подключая их к портативному плееру или телефону. Если же стоит задача мониторинга и записи музыки, вам потребуется профессиональное аудиооборудование. Для решения таких задач используются наиболее совершенные наушники по качеству передаваемого звука - мониторные . Производят их только те компании, которые занимаются разработкой оборудования для профессиональной звукозаписи. В этих наушниках ваши уши закрыты полностью, что дает отличную звукоизоляцию. Если вы меломан и хотите услышать музыку без всяческих искажений - это лучший выбор для вас. Правда, стоит учитывать, что и басы «раскрашиваться» в таких наушниках дополнительно не будут.
    Профессиональные наушники, такие как Sennheiser HD 650 , AKG 601 , , и другие, требуют высококачественного источника сигнала, с которым они могут раскрыть весь свой потенциал. Если вы используете наушники подобного типа вместе с компьютером, позаботьтесь о наличии специальной качественной звуковой карты. Встроенные стандартные звуковые карты, как правило, довольно слабые, часто они ориентированы лишь на воспроизведение музыки, в то время как вы приобретаете профессиональные наушники и хотите не только слушать в них музыку, но и записывать треки. При выборе звуковой карты рекомендуем ориентироваться на лидеров рынка: компании Korg, AUDIOTRAK, Echo, Yamaha, Roland. Вообще же, для профессиональной звукозаписи должно использоваться студийное оборудование: рекордеры, цифровые микшерные пульты, динамики, синтезаторы и др.


    При использовании профессиональных наушников с высоким сопротивлением, вам понадобятся дополнительные устройства, чтобы звук воспроизводился максимально качественно. Для наушников с сопротивлением 120 Ом и более необходимо наличие усилителя. Собственно, усилитель используется в любом звукопередающем устройстве, но отдельный усилитель дает возможность в разы повысить качество звучания. Зачастую покупка усилителя дает аудиофилу больше, чем покупка новых наушников!

    В студиях звукозаписи усилители наушников (англ. headphone distributing amplifier) не только усиливают входящий сигнал, но и распределяют его на несколько наушников. С усилителями при записи громкость фонограммы регулируется каждым из музыкантов индивидуально, при этом она в любой момент достаточна, чтобы вести запись (на которой присутствует звучание музыкальных инструментов нескольких исполнителей). В результате все в группе всех слышат на оптимальной громкости для каждого! Вот почему усилитель необходим музыкальной группе для полноценного ведения звукозаписи.
    Усилительное устройство включается в звуковой тракт - систему, которая обеспечивает высокую верность звучания. Эту систему составляют носитель музыкальной информации (собственно, запись), источник сигнала, межблочный соединительный кабель, усилитель, акустический кабель, акустическая система, помещение, сам слушающий и электрическая сеть. Межблочный соединительный кабель в этой системе является тем элементом, который соединяет источник сигнала с усилителем.
    Качество каждого из элементов имеет большое значение для качества звука на выходе, того звука, который слышите вы. Так, даже такая нехитрая вроде бы деталь, как межблочный кабель, имеет несколько разновидностей, качество которых разнится. Существуют аналоговые межблочные кабели, коаксикальные цифровые (передают сигнал в виде электрического тока) и оптические (передают цифровой сигнал в виде света). Оптический кабель потенциально способен передавать больший объем цифровой информации, чем коаксикальный цифровой кабель, но передаст он ее только в том случае, если будет подключен к оборудованию высокого класса. Если же сам звук аналоговый (а именно такой звук используется, например, в ряде моделей беспроводных наушников и связанных с ними устройств), то цифровой кабель не сможет ничего прибавить в его качестве.
    Теперь перейдем от общего к частному: от типа ваших новых «ушей» к тем техническим параметрам, обращать внимание на которые стоит в первую очередь.
    Диапазон наушников - их важнейшая характеристика. Одинаково опрометчиво покупать наушники как с очень узким диапазоном, так и с очень широким. Ваше ухо способно услышать звуки в диапазоне 20-20000 Гц. Все, что выходит за рамки этого диапазона (например, продаются наушники с диапазоном до 25 000 и даже до 50 000 Гц), должно быть вам малоинтересно и никакой роли в качестве звука не сыграет. Проверить диапазон практически невозможно, и в этом случае мы должны полагаться на честность изготовителя. Нам в помощь здесь - известность бренда, советы продавца-консультанта, и, конечно, отзывы друзей. Кроме того, диапазон наушников можно определить при прослушивании по таким признакам: есть ли шипение и металлические призвуки звука? Если на некоторых частотах можно различить такие шумы, то у наушников пробелы в их частотном диаазоне.

    Очень хорошо, если при покупке наушников вам будет доступна диаграмма АЧХ (амплитудно-частотная характеристика) . Подъемы и падения на этой диаграмме указывают на силу звука, ее повышение или понижение. Обратите внимание, чтобы звук был сбалансированным, то есть колебания на диаграмме были не очень сильными. Если же «эвересты» чередуются на диаграмме с «марианскими впадинами», это признак того, что, возможно, стоит обратить внимание на другие модели.
    Следующая важная характеристика - это коэффициент искажений звука, которые возникают в наушниках. Если этот коэффициент равен или меньше 1%, можете быть спокойными: такой малый процент искажений человеческое ухо просто не слышит. Также немаловажен характер искажений: у одних наушников может быть и искажение больше (но в пределах допустимого), а звучат эти наушники приятнее, чем модель с меньшими искажениями.


    Импенданс - это необычное для рядового аудиолюбителя слово обозначает сопротивление на входе наушников в аудиосистему. Измеряется эта величина в Омах. Практика показывает, что для портативных плееров предпочтителен низкий импенданс (30-80), для стационарных аудиосистем этот параметр выше - 250-300 Ом и более. Почему так важно знать, каков импенданс ваших новых наушников? Да потому, что если вы, например, присоедините высокоомные наушники к обычному плееру, вы рискуете не услышать звука или услышать слабый звук, и это произойдет не вследствие того, что сами наушники бракованные (как вы могли бы подумать), а потому что высокое напряжение просто «съест» звук. Наоборот, низкоомные наушники при стационарном использовании дадут большой процент посторонних шумов. Поэтому очень важно соответствие типа наушников типу устройства, к которому они подключаются.

    Чувствительность, или громкость , - показатель, насколько громко будут звучать ваши наушники. Для дома можно порекомендовать показатели от 96 дБ/мВт, для улицы - от 100. Для любителей максимально громкого звука доступны модели с чувствительностью до 110 дБ/мВт. Оговоримся лишь, что постоянно слушать наушники на максимальной громкости вредно для здоровья - могут возникнуть проблемы со слухом. С другой стороны, «громкие» наушники очень качественно звучат на средней мощности, позволяя вам получать истинное удовольствие от звука. Обратите внимание: данный параметр общепринято и корректно выражается в единицах дБ/мВт (децибел на милливатт). Параметры дБ/мкВт, дБ/мкЛс способны ввести вас в заблуждение, как и просто цифра без указания единицы измерения. Следует также обратить внимание, какой магнитный сердечник использован в модели наушников. Предпочтительным является использование неодима - легкого магнитный материал, позволяющего передавать звук качественно, улучшающего звучание как высоких, так и низких частот.
    На мощность наушников также влияет диаметр мембраны . Например, в наушниках-вкладышах он составляет до 12 мм., что не позволяет добиться по-настоящему качественного звучания. В накладных моделях диаметр мембраны - 30-35 м.
    Итак, основные параметры, по которым вы найдете для себя наушники, которые вам подойдут - это тип конструкции наушников и тип передачи звукового сигнала, диапазон, частотная характеристика, громкость, сопротивление, коэффициент искажения. Еще один параметр, о котором мы не говорили в нашей статье, - это, конечно, цена. Здесь все объективно, ведь уровень приемлемых для вас цен всегда определяете вы и только вы. Можем лишь порекомендовать воздержаться от покупок слишком дешевых наушников, и помнить, что за фирменное качество нужно платить. Иначе вы рискуете получить звук не того качества, на которое рассчитывали, а во многих случаях и долговечность таких наушников вас разочарует. Один из моих приятелей купил самые дешевые наушники из представленных в магазине. Они вышли из строя уже на следующий день, и пришлось покупать новые. А вам нужны лишние хлопоты?


    Когда вы выбираете наушники, стоит не только оценивать все те характеристики, о которых мы сказали, но и четко понимать, для чего вам нужны наушники: чтобы слушать их дома или на улице, подсоединять их к плееру или к компьютеру. Возможно, вы ярый поклонник электронной музыки, или слушаете, в основном, классику. Тогда и образ «идеальных наушников» будет для вас разным. «Стандартная модель» подойдет лишь для непритязательных аудиофанов или любителей не очень сложной по исполнению музыки (например, поп-жанров).
    Еще один момент, о котором нельзя не сказать, - примерка наушников. Хотя во многих магазинах примерять «уши» запрещено или не рекомендуется, подбирать наушники вслепую так же странно, как и одежду, ведь уши у каждого человека имеют свою форму. Поэтому только методом подбора можно понять, какие наушники будут болтаться в ваших ушах, а какие идеально подойдут.

    Как известно, знание - сила, особенно в технических вопросах. Основные характеристики наушников, обычно указанные на упаковке, дают представление об их возможностях до прослушивания. Надо лишь разобраться, что к чему.

    Чувствительность

    Все сталкивались с ситуацией, когда одни наушники звучат громче других при том, что уровень на плеере (или смартфоне) выставлен одинаково. Часто этот факт связывают с разницей в мощности наушников. Но наушники - не усилитель, такая предпосылка в корне неверна.

    На самом деле то, насколько громко зазвучат наушники, зависит от их чувствительности. Традиционно этот параметр лежит в пределах 90–120 дБ, причем для большинства моделей доступных на рынке эти рамки уже 95–105 дБ. Чувствительность показывает, насколько громко будут играть наушники при прочих равных. Чем она выше, тем выше максимальная громкость и меньше нагрузка на встроенный усилитель плеера или смартфона. Мной замечена еще одна прямая зависимость: чем дешевле наушники, тем меньше шансов, что их реальная (а не указанная в техническом паспорте) чувствительность будет высокой.


    Наушники AKG K 315. Чувствительность - 126 дБ, импеданс - 32 Ом, максимальная входная мощность - 15 мВт.

    Мощность

    А вот в вопросе мощности не стоит гнаться за ваттами. Особенно когда основной источник музыки смартфон или портативный плеер. При высокой чувствительности достаточно нескольких милливат, чтобы музыка играла громко, а усилитель гаджета не перегружался и экономно расходовал заряд аккумулятора. Да, если выбрать наушники с высокой мощностью, звук, возможно (только возможно), получится солидным и напористым. Но продлится это не так долго, как вам бы хотелось - батарея гаджета под такой нагрузкой начнет стремительно разряжаться. Более того, нередки случаи, когда встроенный усилитель попросту не справляется с мощными наушниками. В итоге и звука хорошего не услышите (рыхлый неглубокий бас), и получите искажения на громкости выше средней.

    Для наушников, используемых дома, высокая мощность уже не проблема, ведь предполагается, что они будут использоваться со стационарным усилителем. Тогда высокая мощность поспособствует высокому качеству звука.


    Наушники Beyerdynamic DT 1350. Чувствительность - 129 дБ, импеданс - 80 Ом, максимальная входная мощность - 100 мВт

    Сопротивление

    Еще один фактор, существенно влияющий на качество звучания, расход энергии и в целом определяющий совместимость наушников с усилительной частью, - импеданс. С точки зрения физики импеданс несколько отличается от более понятного термина «сопротивление», но с потребительской точки зрения это не столь важно, поэтому на упаковке наушников вполне можно встретить и такое написание.

    Любой усилитель имеет некоторый диапазон нагрузок, с которым он способен работать в оптимальном режиме. Величина импеданса наушников, измеряемая в омах, соответственно, определяет режим работы усилителя. В портативной технике обычно стоят усилители, рассчитанные на работу с импедансом от 16 до 32 Ом. Поэтому именно такие цифры вы встретите у большинства наушников. Однако вполне допустимо использовать с портативной техникой наушники с импедансом 40–60 Ом. Принципиальная разница состоит в том, что для работы последних потребуется больше мощности, а значит, увеличится расход аккумулятора. Также помните, что если сопротивление наушников значительно отличается от рекомендованного, усилитель будет работать во «внештатном» режиме, результатом чего могут стать искажения и общее понижение качества звука. А в крайних случаях, еще и приведет к выходу из строя усилителя или наушников.


    Наушники Denon AH-C250. Чувствительность - 109 дБ, импеданс - 87 Ом, максимальная входная мощность - 100 мВт

    Высокоомные наушники, чей импеданс исчисляется сотнями омов, стоит использовать только со стационарными усилителями. Чаще всего высокоомные наушники делают для профессиональных целей, хотя их также можно встретить и среди дорогих High End-моделей для бытового использования.

    Внимание, если выбираете модель для дома: импеданс наушников должен попадать в пределы рекомендованного диапазона нагрузки, который указывается в технических данных усилителя. Вообще, большинство наушников и усилителей довольно четко делятся на низко- и высокоомные, так что особенных проблем с поиском подходящей пары возникнуть не должно.

    Частотный диапазон

    Частотный диапазон наушников, наверное, самая простая и понятная величина. Чем он шире, тем качественней звук. Выход заводских параметров за пределы слышимого диапазона, например, 5 Гц – 25 кГц, свидетельствует о том, что края этого самого слышимого диапазона будут воспроизведены без особых потерь. Может быть, потому что это простая величина, да еще и с большими цифрами, производители склонны ее приукрашивать. Часто встречаются стандартные цифры, типа 20 Гц – 20 кГц. И никаких указаний о том, при каких условиях были произведены измерения, не говоря уж о графике АЧХ. 20Г ц и правда могут быть, но с такой громкостью, что услышат их лишь приборы в глухой акустической комнате, где, возможно (только возможно), проходили замеры.


    Наушники Sony MDR-1R. Чувствительность - 105 дБ, импеданс - 48 Ом, максимальная входная мощность - 1500 мВт, частотный диапазон - 4–80 000 Гц

    Уши против цифр

    В заключение обзора основных характеристик хочу избавить читателей от одной распространенной иллюзии, что «наушники с одинаковыми паспортными данными одинаково звучат». Ничуть.

    При равном частотном диапазоне, одинаковых чувствительности, мощности и импедансе разные наушники, вероятней всего, заиграют совсем непохоже друг на друга. Поскольку наше впечатление от звучания формируется точностью реакции излучателя, формой частотной характеристики и ряда иных показателей, которые публикуются разработчиками крайне редко, а другие и вовсе не могут быть измерены. К сожалению или к счастью, но современные измерительные приборы еще не достигли тех высот, когда они научатся воспринимать музыкальный сигнал комплексно, как человек. Поэтому, изучив характеристики на предмет совместимости с остальным комплектом оборудования (источник, усилитель), соизмерив их стоимость со своим кошельком, нужно все-таки пойти и послушать их. Иначе никак.

    Разные наушники при подаче одинакового уровня сигнала с усилителя играют с разной громкостью. Наушники с высокой чувствительностью играют громко, а наушники с низкой чувствительностью играют тихо.

    По вертикали на графике АЧХ указывается уровень звукового давления, в мировой практике выражается в децибелах (дБ). Значения могут указываться относительными, а могут быть абсолютными в SPL (Sound pressure level — уровень звукового давления). Если значения указаны в SPL и указано, при каком уровне напряжения или мощности, то можно вычислить чувствительность наушников. Зная чувствительность наушников, можно вычислить, с какой громкостью будут играть наушники при подаче определенного уровня сигнала.

    На графике показаны наушники с разной чувствительностью, для дальнейшего примера сопротивление наушников примем равным 32 Ом. Это важно для того, чтобы связать мощность с выхода усилителя и чувствительность, выраженную по отношению к мощности, а не напряжению. Ниже предлагается наглядная табличка.

    Зависимость от чувствительности

    наушники с высокой чувствительностью (зеленый) наушники с выше средней чувствительности (желтый) наушники со средней чувствительностью (красный)
    к напряжению на 1 кГц, В 133 121 108
    Чувствительность по отношению к мощности на 1 кГц, мВт 118 107 94
    Подаваемое напряжение на наушники для достижения громкости в 120 дБ, В 0.23 0.8 3.6
    Подаваемая мощность на наушники для достижения громкости в 120 дБ, мВт 1.6 3 405
    Соотношение длительности работы усилителя от одинаковой батареи 1 раз 2 раз 250 раз
    Если у усилителя максимальный уровень напряжения для 32 Ом равен 0.3 В / 3 мВт, то максимальная громкость наушников будет равна, дБ SPL 122 111 98

    Чувствительность по отношению к напряжению берется прямо из графика АЧХ, там, где линии графика пересекают 1 кГц, по вертикальной шкале берется значение в дБ. По отношению к мощности значение отдельно пересчитывается. Знание чувствительности необходимо как для расчета максимальной громкости, которую могут развить наушники при использования конкретного усилителя, так и для расчета энергопотребления.

    Для перевода чувствительности из дБ/В в дБ/мВт и наоборот предлагается следующая табличка:

    Соотношение чувствительности дБ/В и дБ/мВт

    95 дБ/мВт 98 дБ/мВт 100 дБ/мВт 105 дБ/мВт 110 дБ/мВт
    12 Ом, дБ/В 114 117 119 124 130
    16 Ом, дБ/В 113 116 118 123 128
    24 Ом, дБ/В 111 114 116 121 126
    32 Ом, дБ/В 110 113 115 120 125
    50 Ом, дБ/В 108 111 113 118 123
    85 Ом, дБ/В 106 109 111 116 121
    100 Ом, дБ/В 105 108 110 115 120
    300 Ом, дБ/В 100 103 105 110 115
    600 Ом, дБ/В 97 100 102 107 112

    Если наушники на графике АЧХ на 1 кГц пересекают по вертикали значение 125 на 1 кГц и сопротивление наушников равно 50 Ом на 1 кГц, то смотрим строчку для 50 Ом. Значение 125 видно в столбце 110 дБ/мВт, что и есть чувствительность данных наушников в соотношении дБ/мВт. Если известно, что у наушников сопротивление 85 Ом, а чувствительность 105 дБ на 1 кГц, то смотрим строчку для 85 Ом и столбец 105 дБ/мВт, получаем значение 116 дБ/В. На таком уровне по вертикали будет пересекать график АЧХ значение 116 дБ по вертикали на 1 кГц.

    Sony XBA-A1AP

    5 490 .-

    В корзину

    В избранное

    Сравнить

    Bowers & Wilkins P5 S2

    Товар в наличии в интернет-магазине

    15 990 .-

    В корзину

    В избранное

    Сравнить

    В паспортных характеристиках зачастую пишется чувствительность наушников. Однако из-за отсутствия жесткого стандарта к конструкции измерительного стенда, у разных производителей чувствительность несопоставима. К примеру, Sennheiser CX 550 Style II и AKG IP 2 обладают одинаковой чувствительностью, но в паспортных данных указано 114 дБ/1В на 1 кГц для CX 550 и 123 дБ/1В на 1 кГц для IP 2. На нашем стенде чувствительность наушников составила 128 дБ / 1 В на 1 кГц. Возникает закономерный вопрос, если данные так различаются, то стоит ли на чувствительность обращать внимание? Т.к. каждый производитель для определенных типов наушников использует зачастую один стенд, то благодаря нашим измерениям можно делать относительную поправку на чувствительность. Также следует учесть, что разные производители измеряют чувствительность на разных частотах, например Sennheiser и AKG приводят чувствительность относительно 1 кГц, а Beyerdynamic по стандарту IEC 60268-7 - 500 Гц, что при разных АЧХ наушников дает разные результаты. Так же производитель может указать среднее значение для определенного частотного диапазона или наоборот пиковое значение по всему частотному диапазону. Производитель может привести чувствительность с поправкой на громкость звука представленного не для гармонического, а для шумового сигнала. В данном случае значение чувствительности будет ниже на 9 дБ.

    Высокие значения чувствительности по отношению к 1В не должны пугать. Если у наушников вкладышей/затычек чувствительность оказалась на уровне 130 дБ/В, и при этом у наушников сопротивление 32 Ом, то в пересчет на мВт это будет всего 105 дБ, подобную цифру можно увидеть на многих коробках. Для примера взглянем на максимальное выходное напряжение у среднестатистического плеера.

    Большинство плееров на низкоомной нагрузке выдают лишь 0.2~0.3В, что позволяет развить давление в данных наушниках лишь до 110 дБ. Однако это значение справедливо для синуса, а для музыкального сигнала с учетом его энергетической плотности значение опуститься еще примерно на 9~12 дБ и составит не более 101 дБ. В метро уровень шума на уровне 95 дБ. Получается, что вкладыши/затычки будут играть лишь на 6 дБ громче. Дополнительную разницу даст шумоизоляция затычек закрытого типа.


    Также важно, что чувствительность дает довольно приблизительные данные о том, с какой громкостью будут играть наушники.

    В примере показаны наушники с формально одинаковой чувствительностью 114 дБ/В как для частоты 500 Гц, так и 1 кГц. Однако видно, что у одной модели на АЧХ подняты низкие и высокие частоты (оранжевый график), а у другой наоборот низкие и высокие частоты завалены (голубой график). В итоге первые наушники субъективно будут громко играть, а вторые тихо, несмотря на формальную одинаковую чувствительность. По этой причине ориентироваться нужно именно на графики с АЧХ, в то время как данные по чувствительности без АЧХ могут не показать полной картины.


    Стенд как таковой может настраиваться разными способами, по шуму в открытом или номинальном пространстве, по синусу или другому сигналу. В зависимости от способа, значения будут различаться, причем различия могут достигать до 10 дБ и выше. Предпочтение отдается субъективной экспертизе, при настройке на синусах в районе низких частот и узкополосном шуме на высоких. Наш стенд откалиброван по розовому шуму с частотным диапазоном 300 Гц - 2 кГц при субъективном сравнении громкости сигнала между наушниками и акустической системой.

    Это позволяет оценить громкость тех или иных наушников в соответствии с акустическими системами. По данному методу ранее рекомендовалось субъективно вычислять АЧХ наушников в ГОСТ 28728-89 (метод прямого измерения - сравнительная частотная характеристика наушников в свободном поле).

    Стоит обратить внимание на то, что жесткого стандарта как такового не существует и это дает возможность производителям указывать данные из маркетинговых соображений. Можно указать большую чувствительность для лучших продаж определенной модели, как более чувствительной, а можно занизить значение, что бы здравоохранительные органы не попрекали за пособничество в потери слуха у молодежи. Также некоторые производители могут приводить чувствительность наушников исходя из чувствительности капсюля, не учитывая, что итоговая чувствительность наушника в сборе будет отличатся. Таким образом к данным на коробках стоит подходить с осторожностью.

    Мы предлагаем результаты измерений, сделанных в одинаковых условиях, что позволяет проводить корреляцию данных между собой. Особое внимание стоит обратить на то, что чувствительность для больших наушников и вкладышей/затычек измеряется в одних и тех же условиях, что позволяет сопоставлять чувствительность наушников между собой.

    Нельзя не упомянуть и о погрешности измерений. В зависимости от посадки наушников итоговое значение может колебаться в районе 3-4 дБ. Для полноразмерных наушников итоговая АЧХ является средним значением между АЧХ для правого и левого наушника. Таким образом данные выглядят как 103 ±2 дБ/В.

    Существуют исследования, результаты которых определяют связь между громкостью и значениями в SPL:

    Значения SPL в дБ

    Звук/Громкость дБ
    Порог слышимости 0
    Тиканье наручных часов 10
    Шепот 20
    Звук настенных часов 30
    Приглушенный разговор 40
    Тихая улица 50
    Обычный разговор 60
    Шумная улица 70
    Опасный для здоровья уровень 80
    Пневматический молоток 90
    Кузнечный цех 100
    Громкая музыка (на дискотеке, концерте) 110
    Болевой порог 120
    Клепка, сирена 130
    Реактивный самолет 150
    Смертельный уровень 180
    Шумовое оружие 200

    Данные значения относятся к уровням громкости для акустических систем, с учетом повреждения внутренних тканей человека от низких частот. В наушниках низкие частоты действуют только на барабанную перепонку и не действуют на остальные участки тела - сердце, печень, мышечные ткани и т.п. По этому в наушниках порог на максимальную громкость, в целом выше, однако все равно следует помнить, что долгое прослушивание на высокой громкости до добра не доведет. Также таблица показывает значения для гармонических сигналов. Т.к. музыкальный сигнал по спектральной плотности близок к шуму, то в целом громкость музыкального сигнала снижается на 9 дБ (из соотношения энергетической плотности синуса и шума, для синуса - 3 дБ, для шума - 12 дБ).

    Представление чувствительности к напряжению удобны тем, что можно наглядно оценить зависимость громкости от подаваемого напряжения. Шаг в 6 дБ дает изменение напряжения в два раза. Зависимость изменения громкости от подаваемого напряжения логарифмическая. При выборе наушников можно также сделать вывод, если у наушников А чувствительность равна 100 дБ, а у наушников Б - 106 дБ, то это значит, что наушники А будут играть с аналогичной громкостью как и наушники Б, если для них выставить у усилителя громкость в два раза выше.

    С момента своего изобретения Александром Грэхемом Беллом во второй половине девятнадцатого столетия наушники претерпели большое количество изменений и твердо вошли в жизнь не только меломанов, не представляющих свою жизнь без музыки, но и всех любителей послушать радио по пути на работу или «прочесть» новую аудиокнигу, не мешая домашним. С появлением практически в каждом доме персонального и вовсе стали незаменимым атрибутом в каждой семье. Но все ли знают, как выбрать наушники и на какие аспекты при покупке этого аксессуара следует обратить внимание?

    Первое на что нужно обратить внимание при выборе наушников, это При этом следует учитывать, что принцип «чем больше, тем лучше» в этом случае работает далеко не всегда. Так с «правильным» частотным диапазоном? Для начала важно знать, что человеческое ухо способно воспринимать частоты в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Начало этого отрезка отвечает за «басы», а вверху находятся высокочастотные звуки. Для важна не ширина а корректное воспроизведение частот именно в этом диапазоне, без завалов, «бубнения» или хрипов на нижних частотах и без скрежета или шипения на верхах и средних частотах. Как правило, все производители указывают основные технические характеристики своего товара, в том числе и амплитудно-частотные показатели, на упаковке или в прилагаемой инструкции.

    Второй важной характеристикой при служит сопротивление. По сути, чем больше у аксессуара эта характеристика, тем более мощное устройство необходимо таким наушникам для оптимальной работы, и гораздо меньше влияния на звук этот источник оказывает. Проще говоря, к низкокачественному плееру можно подключить наушники с сопротивлением 8-16 Ом, но в полной мере насладиться музыкой не получится - от этого будут отвлекать треск внутренних процессов, шум усилителя и другие посторонние звуки. Если же подключить к такому плееру большие «мониторные» наушники с сопротивлением на 250 Ом, звук в них окажется очень тихим и плоским - наушники не станут играть, а будут «шептать». Оптимальный диапазон сопротивления для портативных устройств - это 32-64 Ом. Знание об этом подскажет, как выбрать наушники для плеера «правильно».

    Еще одним значимым фактором, заметно влияющим на звук, является чувствительность. Чем больше эта характеристика, тем звук громче. Соответственно, чем меньше чувствительность и сопротивление, тем тише такие наушники будут воспроизводить звук.

    Многие покупатели перед покупкой данного аксессуара задумываются, какие выбрать - вакуумные наушники или «обычные». В этом вопросе лучше всего ориентироваться на собственные ощущения во время пробного прослушивания и фактор удобства. Также следует помнить, что даже при выключенном звуке окружающий мир в вакуумных наушниках «глушится» довольно сильно, поэтому с таким устройством, желательно, очень внимательно переходить дорогу и вообще быть на улице более собранным.

    И последней частью вопроса о том, как выбрать наушники, является акустическое оформление предстоящей покупки. В этом плане наушники бывают «открытыми», «закрытыми» и «полуоткрытыми». Помимо внешнего вида акустическое оформление влияет на звукоизоляцию - в «закрытых» наушниках внешний мир будет максимально «заглушаться» музыкой, а окружающие не услышат то, что играет у Вас в наушниках даже при воспроизведении на очень высокой громкости. Но в «закрытых» наушниках есть один минус - звук не выходит наружу из-за глухой задней стенки динамиков и может немного искажаться.

    Одними из самых популярных производителей наушников на данный момент являются такие компании как «Koss», «Sennheiser», «Sony», «AKG» и «Philips», но есть целый ряд других производителей, обеспечивающих рынок наушников качественным и достойным внимания товаром.

    Звуки играют в нашей жизни гораздо большую роль, чем может показаться на первый взгляд. Они нас ориентируют, с помощью звуков мы обмениваемся полезной и не очень информацией. А еще собранные в гармонию звуки способны влиять на наше настроение. Ученые неоднократно доказывали связь между здоровьем живых существ и звуковым фоном, который их ежедневно сопровождает. Быть может, именно из-за этой невидимой связи многие стремятся окружить себя приятной музыкой, приобретая аудиотехнику - усилители, проигрыватели, акустику.

    Для многих звук в ушах - это не просто способ убить время в транспорте, это еще и способ получить свое собственное пространство, которого в повседневной жизни порой так не хватает. Чтобы это пространство было комфортным и уютным, необходимо, чтобы наушники идеально подходили - хорошо сидели и, конечно же, обладали приятным звучанием. Подобрать свою пару наушников не легче, чем, скажем, найти для себя хорошую одежду. Прилавки магазинов ломятся от сотен и сотен моделей по самым разным ценам - от «рубль - ведро» до таких, стоимость которых исчисляется тысячами долларов.

    Как тут не растеряться в многообразии форм и характеристик? Ответ прост - нужно лишь раз и навсегда разобраться для себя в классах и разновидностях этих устройств. После этого следует подумать, какой класс наушников лучше всего подходит для ваших целей, и далее ориентироваться по своим финансовым возможностям.

    ⇡ Способы крепления наушников на голове

    Форма головы у всех разная, поэтому одна и та же модель наушников может идеально подходить для одного человека и быть совершенно неприемлемой для другого. Чтобы удовлетворить все запросы, конструкторы и дизайнеры придумали массу способов крепления наушников на голове любителя музыки.

    Классический вариант - дуговое крепление, или «наушники с оголовьем». Дуга таких наушников огибает голову, прижимая к ушам чашки с излучателями.

    Второй вариант - крюк. Наушники представляют собой два крюка, которые цепляются за ушные раковины, удерживая капсюль с динамиком напротив слухового прохода. Поскольку данное крепление использует тот же принцип, что и очки, такой вариант будет не очень удобным для тех, кто постоянно носит оправу.

    Третий вариант ношения наушников - затылочная дуга. Похож на предыдущий, с той разницей, что крюки соединены легкой дужкой, проходящей по затылку.

    Четвертый вариант - вкладыши. Это небольшие портативные наушники, которые обычно прилагаются к смартфону или к MP3-плееру. Они просто вставляются в ушную раковину и как бы лежат там. Этот вариант имеет много недостатков - наушники не прилегают плотно к ушному отверстию, поэтому качество передаваемого звука обычно страдает. Кроме этого, такой вариант крепления в ухе ненадежен - при активном движении они выпадают.

    Существуют некоторые модификации вставных наушников. Одно из самых удачных решений, по нашему мнению, - конструкция Twist-to-fit от немецкого производителя Sennheiser. Этот вариант крепления позволяет наушникам не только лежать в ушной раковине, но и зацепиться за нее дополнительным элементом. Похожий вариант усовершенствования можно увидеть и у других известных производителей портативных наушников, например у BOSE.

    Пятый вариант - внутриканальные наушники (их также иногда называют вакуумными наушниками). Этот тип портативных наушников обеспечивает поступление звука непосредственно в слуховой канал. Внутриканальные наушники имеют гибкий силиконовый наконечник (наподобие тех, что на фонендоскопе у врача) или специальную пену с эффектом памяти. Эти наконечники вставляются прямо в слуховое отверстие, буквально затыкая его. Для идеальной посадки внутриканальные наушники обычно поставляются с тремя парами сменных силиконовых вставок разного размера. Результатом такой плотной посадки является потрясающе высокая степень изоляции от внешних шумов. Подобные наушники можно даже использовать как беруши.

    Однако у этой конструкции есть и свои недостатки. Во-первых, нагрузка на слуховой аппарат возрастает, и при длительном прослушивании на высокой громкости такими наушниками можно быстро «посадить» слух. Во-вторых, ушное отверстие не «дышит» и длительное ношение внутриканальных наушников может вызывать неприятные ощущения, такие как зуд кожи.

    Наушники могут отличаться еще одной конструктивной особенностью - способом прилегания к голове. Так, например, модели, которые полностью охватывают уши человека, называются полноразмерными, или мониторными.

    Наушники, которые просто прилегают к ушной раковине, называются накладными.

    Портативными могут быть не только вставные или внутриканальные наушники. Модели с оголовьем тоже могут иметь складную конструкцию, а самые дорогие комплектуются удобным чехлом или даже кейсом для переноски.

    ⇡ Различия в конструкции чашек. Открытые и закрытые наушники

    Прежде всего обращаем внимание на то, что все наушники делятся на два больших класса - открытые и закрытые. Эти слова следует понимать в буквальном смысле. Закрытые наушники не дают звуковым волнам выйти из чашек наушников. Корпус правой и левой чашки таких устройств не содержит никаких отверстий со стороны, не примыкающей к голове слушателя. Стенки чашек таких наушников обычно достаточно массивные, а материал, из которых они сделаны, часто обладает способностью гасить звуковые колебания. Как правило, закрытые наушники обладают заметно более высокой степенью пассивного шумоподавления.

    В открытых наушниках где-нибудь на корпусе, обычно на обратной стороне чашек, можно увидеть сеточку из отверстий. Эти отверстия необходимы для того, чтобы звуковые волны распространялись так же, как в естественной среде, что способствует более реалистичному, правдоподобному звучанию наушников.

    Характер звука в закрытых и открытых наушниках различается. Поскольку в закрытом корпусе звуковая волна многократно переотражается от стенок, нижний диапазон становится более напористым, что не соответствует номинальному звучанию аудиоматериала. Для музыкантов предпочтительнее работать в открытых наушниках, так как данная конструкция не искажает АЧХ и звучит более достоверно.

    Наушники с закрытой конструкцией обычно имеют характерный сильный прижим чашек к голове, и далеко не всем это нравится. Такие наушники обладают намного лучшей звукоизоляцией по сравнению с открытыми. Из этого следует еще одно преимущество закрытой конструкции - слушателю в таких наушниках не слышно окружающих звуков, а окружающим не слышна музыка, направляемая в уши меломана. В открытых наушниках звуковые волны проходят наружу, поэтому громкая музыка будет вполне разборчиво «жужжать» для рядом стоящего человека.

    Иногда можно встретить в продаже наушники полуоткрытого или полузакрытого типа - это наушники, конструкцию которых нельзя отнести ни к открытой, ни к закрытой. Обычно так называют открытые наушники с хорошим пассивным шумоподавлением.

    ⇡ Система активного шумоподавления

    В недорогих наушниках используется один способ подавления внешних шумов - пассивный. Обычно он достигается за счет конструкции амбушюр - мягких вставок, смягчающих прилегание чашек наушников к голове. Однако у этого способа есть свои ограничения. Наушники с самым хорошим пассивным шумоподавлением имеют показатели 35-37 дБ.

    Чтобы усилить эффект снижения окружающего шума, инженерами был придуман способ подавления нежелательных акустических колебаний аналогичными волнами с противоположной фазой. Наушники, в которых реализована данная идея, получили название «наушники с системой активного шумоподавления». Конструкция таких наушников содержит скрытый микрофон, который улавливает фоновый шум. Полученный сигнал обрабатывается электронным блоком устройства, и затем генерируется сигнал с перевернутой фазой. Излучаемый звук гасит фоновые акустические сигналы и позволяет снизить общий шум на 70-90%. Система активного шумоподавления даже в дорогих моделях отчасти портит исходный звук, ограничивая динамический диапазон модели. Тем не менее если вы любите слушать музыку в достаточно шумных местах, таких как метро, автобус, самолет, - подобная система придется весьма кстати.

    Для ее работы используются элементы питания, которых хватает максимум на 3-4 дня беспрерывной работы. Технология активного шумоподавления не устраняет все шумы, она максимально эффективна лишь в определенном низкочастотном диапазоне (например, от 25 до 500 Гц).

    ⇡ Технические характеристики: на что обращать внимание

    Наушники различаются и по техническим характеристикам. Относиться к цифрам и графикам на упаковке наушников слишком серьезно не стоит. Данные, которые предоставляет изготовитель наушников, рассчитаны в первую очередь на тех покупателей, которые при выборе ориентируются не на свои уши, а на «умные» цифры и пёстрые диаграммы. Доля правды в указываемых производителем параметрах есть, но нужно понимать, что частотные характеристики без указания коэффициента гармонических искажений ничего не стоят, а ровный график АЧХ совсем не гарантирует высокую детальность звука. Тем не менее, если вы хотите, чтобы ни один продавец-консультант не смог вам «навесить лапшу» и сплавить залежавшийся товар, в основных параметрах следует разобраться.

    ⇡ Частотный диапазон

    Первое - частный диапазон. Чем шире его границы, тем лучше для качества звука. Для кого-то это утверждение не совсем очевидно. Более того, если начать размышлять над данным параметром, можно прийти к совершенно иному заключению: «Зачем переплачивать за слишком широкий частотный диапазон?»

    Давайте вспомним учебник биологии - человек способен разобрать звук в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Это в самом лучшем случае, на практике слышимая область у многих куда уже. Многие перестают слышать уже частоты в 15 кГц и ниже. Однако производители аудиоустройств нередко указывают в характеристиках своих товаров частоты в два, три и более раз выше. Зачем?

    Когда за слышимый предел выходят производители стационарной акустики, в этом есть определенный смысл. Дело в том, что теоретически человек ощущает обычный звук не только ушами, но и всем телом. Поэтому самые большие аудиофилы убеждены, что способны чувствовать музыку буквально костями. В ушной раковине же, как известно из того же учебника по биологии, к счастью, костей нет. Поэтому, если в наушниках указан диапазон, сильно выходящий за рамки слышимой частоты, «лишние» герцы не услышит даже аудиофил с очень хорошим слухом и очень чувствительными ушными хрящами.

    И все-таки если на коробке с наушниками вы увидите цифры, которые выходят за пределы слышимой области, это хорошо. Это дает повод полагать, что драйвера (так называют динамики, излучатели звука в наушниках) не работают в граничном режиме и поэтому имеют достаточный потенциал, чтобы более точно, без искажений, передать слышимые частоты. Разумеется, проверить это наверняка можно только одним-единственным способом - надев пару наушников и послушав их.

    ⇡ Размер драйверов и мощность

    Этот параметр мало о чем говорит. Многие производители любят гордо вынести на коробку цифры, скажем, 50 мм или 40 мм. Диаметр динамика - это его размер, и только. Подобный трюк рассчитан на обычный стереотип - большинство покупателей сознательно (или подсознательно) считают, что чем больше размер акустики, тем ее звучание лучше. Производитель словно старается сказать: «Видите, какие мы использовали огромные динамики? А представляете, какой крутой у них звук - при таком-то размере!»

    У наушников Sony MDR-XB1000 диаметр динамика 70 мм!

    На самом деле этот показатель зачастую лишен смысла. Мощность устройства - другое дело. Этот параметр определяет выходную мощность динамиков и влияет на их громкость. Чем выше мощность, тем ярче и сочнее звук - больше баса, точнее интерпретация. Но наушники с высокой мощностью (2000-3000 мВт) быстрее разряжают батарею вашего портативного устройства.

    ⇡ Чувствительность

    Существует определенная категория пользователей, которая для описания звука употребляет слово «громко», например - «эти наушники играют очень громко». Несмотря на то, что ни один ценитель качественного звука не употребит это слово в разговоре об аудио, считая его дилетантским, определенный смысл в этом определении есть. За громкость звука отвечает такой параметр как «чувствительность». Чем он выше, тем звук сильнее (при одинаковой мощности). Наушники с чувствительностью 95-100 дБ и выше можно считать хорошими.

    ⇡ Сопротивление

    Это довольно важный параметр. Если вы выбираете наушники для плеера, не лишним будет проверить, на наушники с каким сопротивлением он рассчитан. Как правило, портативное аудио предназначено для работы с низкоомными наушниками, которые имеют сопротивление 32 Ом. Но если подключить к плееру наушники с сопротивлением 300 Ом, это не означает, что вы не сможете услышать звук - просто они будут звучать тише. Высокоомные наушники используются редко, их сопротивление исчисляется килоомами.

    ⇡ АЧХ

    Один из наиболее наглядных способов представления звучания наушников - с помощью графика амплитудно-частотной характеристики устройства (АЧХ). Обычно это - кривая, которая описывает передачу тех или иных частот наушниками. Чем меньше резких изгибов она содержит и чем дальше она простирается на графике, тем точнее наушники передают исходный аудиоматериал. По АЧХ любители баса могут сразу определить, подходят им эти наушники или нет, - в области низких частот должен находиться «горб». Чем выше расположен график, тем громче звучат наушники.

    АЧХ наушников Beats by Dr. Dre Studio

    Ровная АЧХ не является гарантией высокого качества звука. Это - лишь предпосылка думать о том, что звучание сбалансировано, то есть никакие частоты не заваливаются и не выпирают, не режут слух.

    ⇡ Коэффициент гармонических искажений

    Коэффициент гармонических искажений - это, пожалуй, единственный параметр, который объективно свидетельствует о качестве звука. Если для вас важно высокое качество звучания, следите за тем, чтобы коэффициент гармонических искажений выбранной вами модели был менее 0,5%. Наушники с коэффициентом гармонических искажений более 1% можно считать посредственными.

    Если на упаковке или на официальном сайте вы не нашли данной характеристики, это повод задуматься: возможно, производителю есть что скрывать. Далеко ходить не надо: популярная среди молодежи модель Beats by Dr. Dre Studio имеет коэффициент гармонических искажений 1,5% на частоте 1кГц .

    С другой стороны, обращайте внимание на то, для какой частоты приведена данная характеристика. Коэффициент гармонических искажений непостоянен по всему частотному спектру. Поскольку область низких частот человеческое ухо слышит менее разборчиво, в НЧ-диапазоне допустимы гармонические искажения менее 10%, а вот в полосе частот от 100 Гц до 2кГц - не более 1 %.

    ⇡ Кабель

    В описании наушников часто можно встретить термин «одностороннее/двустороннее подключение» . Это означает, что конструктивно данные наушники выполнены таким образом, что провод подходит либо только к одной из чашек наушников, либо имеет Y-образную форму и подходит к обеим чашкам.

    Наушники с односторонним подключением

    Наушники с двусторонним подключением

    Понятия «симметричный» и «несимметричный» кабель, как правило, имеют отношение к портативным вставным или внутриканальным наушникам. Конструкция наушников с симметричным кабелем означает, что провод имеет Y-образную форму. Несимметричный кабель позволяет забросить более длинный провод одного из наушников за шею. Такие наушники носить удобнее - когда они не используются, то просто висят на шее.

    Кабель также может значиться в описании наушников как «плоский». Это означает, что провод наушников имеет форму телефонного кабеля, именуемого в народе лапшой. Преимущество плоского кабеля в том, что он не запутывается.

    Провод на студийных наушниках может быть витым, то есть закрученным в спираль.

    ⇡ Провод может быть не нужен

    Наушники не обязательно должны соединяться с источником звука проводом, существуют также беспроводные версии, которые могут работать дистанционно, без каких бы то ни было соединительных кабелей. Модели беспроводных наушников (за редким исключением) имеют более низкое качество звучания, что объясняется потерями при передаче сигнала в радиоэфире, а иногда и компрессией данных.

    Беспроводные наушники работают от встроенных в корпус источников питания, срок службы которых обычно составляет от нескольких часов до нескольких суток. Источником передачи сигнала является база. База может представлять собой стационарную док-станцию, подключаемую к любому линейному входу, либо портативный модуль, подсоединяемый к любому аналоговому источнику звука или к USB-порту.

    Беспроводные модели используют три основных способа передачи сигнала - по радио, посредством инфракрасного порта, а также через Bluetooth. При передаче по радиочастотам звук неизбежно сопровождается эфирными помехами. Вариант с инфракрасным портом - вчерашний день, устаревшая технология, которая требует от слушателя, чтобы его датчик-приемник на наушниках находился в зоне прямой видимости передатчика. Беспроводные наушники, использующие технологию Bluetooth, имеют сравнительно небольшой радиус действия, порядка десяти-двадцати метров, в то время как радионаушники могут работать на расстоянии до 100 и более метров. Многие портативные устройства, включая смартфоны и MP3-плееры, могут работать с беспроводными наушниками по Bluetooth.

    ⇡ Несколько слов о гарнитурах

    Наушники с микрофоном называются гарнитурой. Микрофон может отстегиваться, превращая гарнитуру в обычные наушники, может поворачиваться в сторону, когда он не нужен, а может быть жестко закреплен на соединительном кабеле устройства.

    Компьютерная гарнитура может подключаться или напрямую к разъемам для наушников и микрофона на звуковой плате, или при помощи звукового USB-адаптера, который может идти в комплекте.

    Многие известные производители наушников в последнее время стали выпускать специальные модификации своих проверенных временем моделей, наделяя их поддержкой устройств Apple. Такие модели, как Sennheiser MM 70i и Koss PRODJ200, обладают дополнительным микрофоном и пультом дистанционного управления для быстрого вызова некоторых опций смартфона. Впрочем, мобильные гарнитуры - это отдельный класс устройств с большим набором функций, рассмотрение которых выходит за рамки этого обзора.

    ⇡ Разбираемся в брендах

    Несмотря на разнообразие представленных в продаже марок наушников, есть определенные имена, которые заслужили репутацию и пользуются спросом среди знатоков хорошего звука. Вот некоторые из «проверенных» имен: AKG, Beyerdynamics, Sennheiser, Audio-Technica, Grado, KOSS, Philips, Sony, Fostex, Denon, Bose, Shure и прочие.

    Интересно, что очень многие компании предлагают десятки и десятки моделей наушников, но все эти разные наушники сделаны по похожей технологии, поэтому зачастую их «акцент» очень схож. Если вы сторонник классического рока, вам, возможно, понравится большинство моделей, выпускаемых фирмой KOSS, которые обладают ярко выраженным басом. Модели AKG славятся очень красивой детальностью высоких частот, а у наушников Sennheizer обычно относительно ровная АЧХ.

    Если посмотреть на ассортимент, который предлагается любителям наушников, можно увидеть, что у каждого второго бренда есть в наличии десятки, а то и сотни моделей. Чтобы дать возможность пользователям лучше ориентироваться в своей продукции, многие известные производители используют определенные принципы маркировки товара. Яркий пример «умной» маркировки наушников - у немецкой фирмы Sennheiser. В названии этих моделей присутствует буквенный префикс, который может многое сказать о конструкции тех или иных наушников.

    • CX, а также серия IE - внутриканальные наушники;
    • MX - вставные наушники;
    • HD - классические наушники с оголовьем;
    • RS - беспроводные наушники, комплект база плюс наушники;
    • HDR - дополнительная пара беспроводных наушников;
    • OMX - вставные наушники с креплением типа «крюк»;
    • OCX - внутриканальные наушники с креплением типа «крюк»;
    • PMX - накладные или вставные наушники с затылочной дугой;
    • PXC - линейка наушников с системой активного шумоподавления;
    • PC - компьютерные гарнитуры;
    • HME - модели гарнитур, предназначенные для пилотов и экипажей самолетов и вертолетов.

    А если в конце названия модели стоит индекс «i», значит, она поддерживает работу с устройствами Apple - включает в себя четырехконтактный штекер, микрофон на проводе и пульт для управления некоторыми командами устройства.

    К наиболее популярным моделям наушников некоторые производители выпускают отдельно наборы амбушюр, которые можно докупить и самостоятельно заменить, если от времени оригинальные вставки потеряют свой внешний вид - потрескаются или сотрутся.

    ⇡ Как найти идеальные наушники?

    На самом деле, даже если обложиться осциллографами и прочими измерительными приборами, для наушников трудно найти критерий объективной оценки. Как сравнивать разные модели?

    По цене, руководствуясь принципом «чем дороже, тем лучше»? Но есть и недорогие малоизвестные наушники, которые звучат не хуже брендовых (об одной из моделей мы писали в статье «Наушники Superlux HD669 (Axelvox HD 272): исключение из правил» .

    Ориентироваться на мощность? Но и этот показатель тоже ни о чем не говорит. Одни из топовых наушников Philips - Fidelio L1 - имеют мощность всего 200 мВт, но при этом гарантией их звучания является контрольная комиссия «золотых ушей», состоящая из людей с исключительным слухом.

    Не дает представления о качестве товара и частотный диапазон, который так любят писать на коробках гарнитур и наушников. Как уже было сказано выше, далеко не всякий человек может расслышать справочные 20 Гц - 20 кГц. А уж если границы диапазона намного шире этой полосы частот, начинает оправдываться пословица «Глухой не услышит, так соврет». Сказать о том, насколько красиво динамики передают скрипку на 30 кГц, может только человеческая фантазия.

    Не намного более информативным является частотный диапазон микрофона в описаниях гарнитур. Логика подсказывает, что чем шире полоса, тем должен быть «естественнее» звук. На практике же это оказывается совсем не так. Все зависит от конструкции микрофона, а также от защитного фильтра, избавляющего от резкого придыхания и посторонних шумов. Более того, в линейке, скажем, Plantronics есть немало гарнитур, которые снабжены модулем электронной фильтрации звука DSP. Этот блок очень эффективно извлекает посторонние шумы, акцентируя звук именно на голосе. При этом полоса частот микрофона в таких моделях, согласно техническим характеристикам, выглядит более чем скромно, а речь звучит естественнее, чем в дорогих «геймерских» гарнитурах.

    Так как же составить свое мнение о наушниках? Некоторые аудиофилы - те, которые думают, что могут на слух отличить качество звука на обычном кабеле и на кабеле из сверхчистой бескислородной меди, - привыкли доверять не собственным ушам, а глянцевым журналам и графикам, которые получены с помощью прибора, именуемого «искусственное ухо». Может, это и «по науке», но далеко не все с этим утверждением согласятся.

    Нужно сказать, что тем, кто ищет идеальную формулу звука, в жизни приходится несладко - они постоянно вынуждены проглатывать саркастические шутки про «теплый ламповый звук». Не все, кто иронизирует по поводу «кристально чистого звука», правы, равно как и не все «аудиоманьяки» могут уловить разницу между усилителями за $400 и за $4 000.

    При этом настоящих оппонентов в споре про качественный звук найти довольно сложно. Встретить мнение о том, что дорогая аудиоаппаратура - это пустая трата денег, - не проблема. Однако причины, порождающие эту мысль, могут быть разными. Например, позвольте поинтересоваться: когда вы проверяли свой слух? Скорее всего - очень давно, а может, вообще никогда. Вы же не испытываете дискомфорта при разговоре со знакомыми, так зачем вам ходить к врачу? Но то, что человеку не нужно кричать в ухо, еще не является гарантией его идеального слуха.

    Энциклопедические сведения о том, что человек слышит диапазон от 20 Гц до 20 кГц - это крайне оптимистическое утверждение. В реальной жизни слышимый спектр намного уже. Да вы и сами можете в этом убедиться. Вот простенький «топорный» способ самому проверить собственный слух. В проигрывателе foobar2000 раскройте меню File -> Add Location и наберите tone://20000, где число равно частоте в герцах.

    Вы получили плохой результат? Не расстраивайтесь. Во-первых, на результаты могли оказать влияние технические характеристики наушников, звуковой карты или акустики, а во-вторых - людей, которые могут похвастаться абсолютным слухом, не так и много. К тому же, чтобы наслаждаться музыкой, нужно лишь одно - чувство прекрасного. За последнее отвечает не ухо и не печень, а какой-то особо хитрый орган под названием «человеческая душа», положение которого вам не сможет показать ни один врач. В конце концов, Бетховен не слышал свою Девятую симфонию по причине глухоты, но это не помешало ему на премьере сорвать такие овации, что публику пришлось успокаивать силой.

    Так что ответ на вопрос «Как выбрать самые лучшие для себя наушники?» звучит до невозможного просто: «А вы наденьте и послушайте!»