• Сенсорная, кратковременная и оперативная память человека. Особенности кратковременной и долговременной памяти

    Для ориентировки человека в окружающем мире требуется наличие связи между прошлыми и нынешними образами восприятия. Наш прошлый опыт постоянно используется в нашем поведении. Таким образом, мы нуждаемся в памяти, которую можно определить как процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения информации. Память обеспечивает целостность личного опыта и целенаправленность нашего поведения. Потеря, разрушение памяти в результате болезни воспринимается человеком как серьезная психологическая травма.

    Можно выделить различные виды памяти :

    по характеру психической активности , которую сопровождает память, - двигательную, образную (зрительную, слуховую и т.п.), эмоциональную и словесно-логическую.

    по наличию/отсутствию цели запоминания – произвольную и непроизвольную.

    по времени хранения/этапу переработки информации – сенсорную, кратковременную (оперативную) и долговременную память.

    Последняя классификация описывает компьютерную модель памяти (Бродбент, Аткинсон и Шифрин) . В самом общем виде эту модель можно представить следующим образом:

    Согласно данной модели, переход информации из одного хранилища в другое может контролироваться самим человеком. Участок кратковременной памяти мы контролируем в наибольшей степени.

    Хранилище сенсорной памяти служит для первичной записи информации, полученной от органов чувств. Информация находится в данном хранилище до нескольких секунд, затем она переводится в кратковременную память. Лучше всего изучены сенсорная зрительная и слуховая память. Можно сказать, что в этом хранилище содержится точный образ объекта, однако еще не включенный в фокус внимания. Наиболее важная в данный момент информация кодируется (автоматически или произвольно) и переходит в хранилище кратковременной памяти. Одной из причин забывания является отсутствие кодирования.

    Кратковременная память служит в качестве промежуточного хранилища, позволяющего удерживать ограниченный (5-9 элементов) объем информации, перерабатывать ее и использовать для организации поведения.

    Если во время нахождения в кратковременной памяти информация не повторяется, она постепенно исчезает из данного хранилища.

    По некоторым данным, время хранения не переработанной информации в кратковременной памяти не превышает 20 секунд.

    В кратковременной памяти информация перерабатывается на основе зрительных, слуховых и семантических кодов.

    В долговременной памяти информация хранится в виде семантических сетей. Это действительно долговременная память – информация может храниться в ней неограниченное время (у здорового человека) и в неограниченном количестве. Однако это не означает, что человек в состоянии вспомнить все, что угодно, по своему желанию. Большинство людей, предъявляя жалобы на память, имеют в виду именно невозможность воспроизвести информацию. Однако они мало обращают внимание на то, как происходил процесс запоминания.Многое зависит от способа кодирования информации, от степени ее организации, от эмоционального состояния, от правильно поставленной цели припоминания и т.п.

    Далее, можно выделить семантическую и эпизодическую память (разделение предложено Тульвингом). Целенаправленное запоминание информации с целью ее перевода в долговременную память связано прежде всего с работой семантической памяти. Эпизодическую память еще называют автобиографической. И эпизодическая, и семантическая память, согласно Тульвингу, относятся к системе долговременной памяти. Эпизодическая память получает и хранит информацию о датированных во времени эпизодах и событиях, о связях между этими событиями (например, первая встреча с каким-то человеком). Она составляет основу для опознания событий, людей и мест, встречавшихся в прошлом. Семантическая память – это память на слова, понятия, правила и абстрактные идеи. Согласно Тульвингу, это умственный тезаурус, который организует знания человека. Информация в эпизодической памяти быстро теряется по мере поступления новой информации.

    Собственно процесс воспроизведения подразумевает поиск информации в эпизодической памяти. Если спросить человека, как перевести какое-то слово на иностранный язык, который он изучал, сначала придется ввести эти вопросы на воспроизведение в качестве «событий» в эпизодическую память. Например, когда мы запоминаем ряд слов (методика «10 слов»), то семантическая память не играет здесь большой роли. Нам нужно сохранить информацию об этом задании в эпизодической памяти (особым образом закодировать ее эпизодическими маркерами). В исследованиях показано, что у больных с расстройствами памяти отсутствует эпизодическая маркировка сохраненной информации. Поэтому у них грубо нарушено произвольное ее воспроизведение (после паузы, превышающей временные резервы кратковременной памяти), однако возможны спонтанные реминисценции – хорошее отсроченное воспроизведение того, что первоначально невозможно было воспроизвести произвольно. Также показано, что у больных с нарушениями памяти сначала нарушается эпизодическая память, и лишь затем кратковременная и семантическая.

    Данные исследований мозга позволяют хотя бы частично подтвердить теорию Тульвинга. Показано, что активация коры больших полушарий является основой для сохранения новой информации. Однако для оценки того, когда и где новая информация накапливается в коре, требуется активизация особой подкорковой структуры – гиппокампа.

    Индивидуальные особенности памяти, так же, как и индивидуальные пути ее развития, связаны с выявлением преобладающего типа памяти (образная или логическая, зрительная или слуховая и т.п.) и с правильной организацией информации на его основе. Тренировки памяти – постоянное к ней обращение, также могут оказать существенное влияние на легкость воспроизведения.

    Память сенсорная

    - (от лат. sensus - чувство, ощущение) - гипотетическая подсистема памяти , обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации , поступающей в . В зависимости от вида стимулов различают память иконическую (), память эхоическую () и другие виды П. с. Предполагается, что в П. с. удерживаются физические признаки информации; это отличает ее от памяти кратковременной и памяти долговременной , для которых типичны соответственно вербально-аккустическое и семантическое кодирование. Данное отличие имеет условный характер, так как сохранение физических (перцептивных) признаков может быть долговременным, а выделение семантических характеристик возможно уже на относительно ранних этапах обработки материала.


    Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

    Память сенсорная

    Гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств. В зависимости от вида стимулов различаются:

    1 ) память иконическая - зрение;

    2 ) память эхоическая - слух, и пр.

    Предполагается, что в памяти сенсорной удерживаются физические признаки информации; это отличает ее от памяти кратковременной и долговременной, с их соответственно вербально-акустическим и семантическим кодированием. Это отличие имеет условный характер, ибо сохранение физических (перцептивных) признаков может быть долговременным, а выделение семантических характеристик возможно уже на относительно ранних этапах обработки материала.


    Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

    ПАМЯТЬ СЕНСОРНАЯ

    (англ. sensory memory ) - собирательное понятие для разных модально-специфических видов сверхкратковременной памяти (см., напр., и ); выполняет функцию отражения и запечатления объекта во всей полноте его признаков, доступных воспринимающей системе, т. е. находящихся в зоне ее разрешающей способности. Содержание П. с. полностью зависит от энергетических свойств стимула; напр., в случае зрительной сенсорной памяти - от интенсивности, контрастности, длительности экспозиции, характера до- и послеэкспозиционного поля, на фоне которого предъявлен стимул (см. ).

    Многие рассматривают П. с. как более общее понятие по отношению к понятиям иконической и эхоической памяти. Однако существует мнение о том, что необходимо различать П. с. и иконическую память. 1-я более периферическая, энергетически зависимая и имеет более краткое время хранения (250-300 мс); 2-я в этом случае понимается как собирательное название для разных модально-специфических видов кратковременной непосредственной памяти ( и П. с., иконическая память м. б. зрительной, слуховой, тактильной и т. п.). Содержание П. с. через 30-50 мс попадает в иконическую память в виде следа стимула, его копии. Существование зрительной П. с. м. б. выведено на основании анализа поведения глазодвигательной системы (В. П. Зинченко, 1996). За время зрительной фиксации (250-500 мс) зрительная система выполняет значительное число функций; запечатление информации, находящейся в поле зрения, кратковременное хранение и передача на др. уровни обработки (перед след. скачком глаз), чтобы освободилось место для приема новой порции информации. В соответствии с результатами исследований феномена саккадического подавления (Н. Гордеева, А. Назаров, В. Романюта, 1980), время хранения в П. с. соответствует длительности фиксационной фазы; во время парасаккадической фазы П. с. «закрыта», обработка информации происходит по зрительному иконическому образу. (Т. П. Зинченко.)


    Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

    Смотреть что такое "память сенсорная" в других словарях:

      ПАМЯТЬ СЕНСОРНАЯ - ПАМЯТЬ СЕНСОРНАЯ. См. сенсорная память … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

      Память сенсорная - форма памяти, обеспечивающая сохранение информации, поступающей в органы чувств. В основе П. с. лежат следовые процессы в рецепторных клетках и анализаторах, продолжающиеся некоторое время (до 0,5 с) и после прекращения действия раздражителя. На… … Словарь дрессировщика

      Сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.), которая: 1) имеет большую емкость; 2) быстро угасает во времени (около 0.25 с.); 3) работает с сенсорным кодом; 4) сознательно не… …

      - (память эхоическая) гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств. В зависимости от вида… … Большая психологическая энциклопедия

      Процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. П. связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией … Большая психологическая энциклопедия - У этого термина существуют и другие значения, см. Память (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите … Википедия

      ПАМЯТЬ - способность когнитивной системы живых существ кодировать и сохранять информацию при участии, как правило, высших когнитивных процессов. Первые попытки научного исследования человеческой П. берут свое начало с работы нем. психолога Г. Эббингаузе… … Философская энциклопедия

      Сенсорная Память - кратковременная память (не более 2 с.) с большим объемом хранящейся в ней информации, имеющая периферический и модальностно специфический характер, отображающая физические характеристики стимулов … Психологический словарь

    Такой механизм сохраняет информацию на очень короткое время – около 250 мс. Чтобы понять, насколько это мало, стоит отметить, что запоминание для зрения сохраняет картину на 2 сек, а слуховое запоминание — до 4 сек.

    Отличительной особенностью данного механизма является неограниченный объём для хранения данных. Процесс запечатления происходит постоянно и абсолютно всего.

    К функциям можно отнести:

    • обеспечение обычного восприятия мира;
    • не долгосрочное удержание данных в первичной форме;
    • непрерывно работает даже во время движения глаз или в момент моргания.

    Сенсорная система глаза сохраняет абсолютно всё, что произвело воздействие на органы чувств. Это происходит потому, что система не может определить, какие моменты нужны, а какие нет. Затем происходит выборка, и всё ненужное отсеивается. Извлечение важных данных происходит очень легко и быстро.

    Иногда происходит ошибочное воспроизведение. Причиной тому служат следующие факторы:

    Например, если махнуть рукой перед лицом, на очень маленькое время останется след руки после взмаха. Или если поднести к лицу кулак, быстро показать 2 пальца, и снова сжать руку в кулак.

    Появится такое чувство, что после повторного сжатия руки в кулак 2 пальца ещё оставались в поле зрения. Такой процесс необходим для того, чтобы мозг успел считать информацию, воспринять её и переработать.

    В зависимости от видов стимуляции хранилища данных различается на:

    1. Иконическую;
    2. Эхоическую.

    Иконическая память – это запоминание зрения. Эхоическая память – это запоминание слуха.

    Предполагают, что сенсорная память удерживает больше физические признаки. Но эта информация считается условной, потому что хранение физических признаков относится к долговременному процессу.

    Эхоическая память – это такая подсистема, которая обеспечивает сохранение результата сенсорных переработанных данных, поступивших через органы чувств, на очень короткий отрезок времени.

    Иконическая память – это процесс функции отражения и запоминания объекта по всем его признакам, которые доступны для систем восприятия.

    Для чего нужна сенсорная память

    Это функции организма есть несколько объяснений. Данный процесс позволяет сохранять зрительные образы в момент моргания. Также такой механизм может понадобиться для вспоминания какого-то определённого образа. Это происходит за счёт того, что зрительный сигнал способен продлиться дополнительный промежуток времени.

    Есть мнение, что человек обладает таким свойством случайно. Происходит это за счёт уникальной конструкции зрения. Такой вид восприятия окружения может быть побочным продуктов механизма глаза, таких как след фотохимической реакции в сетчатке глаза.

    Говорить о случайности бессмысленно, потому что весь организм построен из тонких механизмов, которые дополняют друг друга для правильного функционирования, без работы которых человек не смог бы принимать мир таким, какой он есть.

    Вероятнее всего данный механизм служит для того, чтобы обработать позднюю информацию. Этот процесс позволяет сохранить образ на более продолжительный промежуток времени, чтобы завершить стадию обработки.

    На самом деле всё намного сложнее и запутаннее. Механизмы данного приёма информации ещё активно обсуждаются, также это касается и остальных органов чувств.

    Ряд опытов показывает, что похожие системы памяти существуют в тактильной и слуховой системах. Нам достаточно знать того, что такие системы вообще существуют и значительно улучшают качество жизни человека.

    Особенности и свойства

    Одной из главных функций с. п. является стабильное восприятие окружающего мира. Например, в зрительных органах чувств она обеспечивает постоянный процесс работы зрительной системы. В органах слуха сенсорная память обеспечивает нормально восприятие звуков и речи.

    Если бы человек не мог обладать таким чувством восприятия, то окружающий мир представлял бы собой разные картины, не связанные между собой и обрывки звуков.

    Учёный Сперлинг предположил, что человеческий организм может воспринять гораздо большее количество предложенного материала, по сравнению с тем количеством, которое он потом сможет выложить.

    Существует множество мнений теоретиков:

    1. Опыт нейрофизиолога Хебба. Учёный дал теоретическое обоснование тому, что память формируется исходя из физиологического состояния, и даёт начало фазе активации. Длительность данного действия — 0,5 сек. Этот процесс необходим для того, чтобы запустить работу по изменению в нервных окончаниях. Исходя из всего этого стоит сделать вывод, что обязательно должна быть ещё одна система, в которой сведения временно располагается до того момента, пока не произойдёт процесс сохранения.
    2. Переработка информации по модели Дональда Бродбанта. Следуя данной теории, все материалы, которые организм воспринимает, перерабатываются через определённые блоки по обработке сведений. Один блок работает над обработкой поступившего материала. Другой блок перерабатывает только определённое количество сведений. Учёный разработал 2 вида испытаний. В первой серии был использован метод полного отчёта. Суть данного эксперимента заключался в запоминании букв с картинки. Человек, над которым производился опыт, мог произнести в 2 раза меньше букв, чем ему предлагалось на картинке. Вторая серия использовала метод частичного отчёта. В этот раз испытуемый мог воспроизвести 9 символов из 12.

    Также производились дополнительные испытания, чтобы можно было изучить время хранения информации. Чтобы рассчитать время хранения сигнал на выдачу результата давали сразу после картинки или спустя некоторое время.

    В результате данных исследований было изучено, что хранение материала в складах памяти составляет от 300 до 1000 мс.

    Вывод таков, что сенсорный резерв обладает большим объёмом хранения данных, но продолжительность сохранения материалов очень мала.

    Отличия сенсорной памяти от кратковременной

    Память бывает сенсорной, кратковременной и долговременной.

    Сенсорная память фиксируется на органах чувств. Срок хранения информации в ней очень мал. Это касается той информации, которая не несёт важного смысла для человека.

    Впоследствии ненужная информация быстро заменяется новыми данными. К такой лишней информации относится, например, вот эта: человек долго смотрел на силуэт какого-то предмета, потом, при отводе взгляда этот силуэт ещё какое-то время стоит перед глазами.

    Кратковременная память (оперативная) имеет ограничения в определённом количестве запоминаемых данных. Она сильно загружается в течение дня. Кратковременный резерв требует примерно 30 сек для запоминания информации. Затем материалы подвергаются фильтрации, важные данные отправляются в долговременную память, а ненужное замещается новой информацией.

    Долговременная память представляет собой некий архив. Знание языка, адреса, номера телефона, имена и подобные, значимые для человека данные, хранятся в долговременной памяти.

    Она может помнить важные моменты от 1 дня и до множества десятилетий. Но и в ней есть свои недостатки. У неё нет неограниченного объёма для хранения данных. Долговременная память разделяется на уровни. На разных уровнях находится информация, которую можно быстро вспомнить или информация, для вспоминания которой нужно произвести определённые действия.

    Если человек редко пользуется какой-то важной информацией, то она оседает на нижние уровни. Более важные данные хранятся на верхних уровнях. Но когда место в определённом уровне заканчивается, то данные опускаются на уровень ниже и т.д.

    Существует ещё теоретичная память. Это такое свойство организма, которое запоминает информацию на всю жизнь. Например, слова, родной язык и т.д.

    Вывод

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что нет смысла надеяться на безграничные возможности. Также не нужно захламлять голову лишними маловажными вещами.

    Рассмотрим подробнее кратковременную и долговременную память.

    Как уже было сказано выше, в кратковременной памяти сохранение материала ограничено определенным, небольшим периодом времени. Кратковременная память человека связана с его актуальным сознанием.

    Долговременная память рассчитана на длительное хранение информации; она не связана с актуальным сознанием человека и предполагает его способность в нужный момент вспомнить то, что когда-то было им запомнено. В отличие от КП, где припоминание не требуется (поскольку то, что было воспринято, еще находится в актуальном сознании), при ДП оно необходимо всегда, т.к. связанные с восприятием сведения уже не находятся в сфере актуального сознания.

    При пользовании ДП для припоминания нередко требуются определенные волевые усилия, поэтому ее функционирование обычно связано с волей.

    Для поддержания информации в кратковременной памяти всегда требуется поддержание непрерывного внимания к запоминаемому материалу в течение всего времени его удержания в памяти; при долговременном запоминании в этом нет необходимости.

    Одним из возможных механизмов кратковременного запоминания является временное кодирование, т.е. отражение запоминаемого в виде определенных, последовательно расположенных символов в слуховой и зрительной системах человека. Часто, для того чтобы нечто действительно запомнилось, стараются по ассоциации с ним вызвать определенную эмоциональную реакцию. Такую реакцию можно рассматривать как особый психофизический механизм, способствующий активизации и интеграции процессов, служащих средством запоминания и воспроизведения.

    Рассмотрим основные характеристики кратковременной памяти. Как уже говорилось ее средний объем ограничен 7±2 единицами интегрированной информации. Этот объем индивидуален, он характеризут природную память человека и имеет тенденцию сохранятся в течение всей жизни. Им в первую очередь определяется объем механической памяти, которая функционирует без активного включения мышления в процесс запоминания.

    С особенностями КП, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство, как замещение. Оно проявляется в том, что при переполнении индивидуального устойчивого объема кратковременной памяти человека вновь поступающая в нее информация частично вытесняет уже храняющуюся там. Субъективно это может проявляться, например, в непроизвольном переключении внимания человека с запоминания на что-либо другое.

    Кратковременная память играет в жизни человека большую роль. Благодаря ей перерабатывается самый значительный объем информации, отсеивается ненужная и в результате не происходит перегрузки долговременной памяти излишними сведениями. КП имеет большое значение для организации мышления; его материалом, как правило, являются факты, находящиеся в КП человека.

    Этот вид памяти активно работает и в процессе общения человека с человеком. Установлено, что когда впервые встретившихся людей просят рассказать о своих впечатлениях о друг друге, описать те личностные особенности, которые они во время встречи друг и друга заметили, то в среднем называется, как правило, то количество черт, которое соответствует объему КП, т.е. 7±2.

    Без КП невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться только то, что когда-то было в КП. Иначе говоря, КП выступает в роли своеобразного фильтра, который пропускает нужную информацию в ДП, одновременно осуществляя в ней строгий отбор.

    Одно из главных свойств КП состоит в том, что этот вид памяти при определенном условии тоже не имеет временных границ. Это условие состоит в возможности непрерывно повторять ряд только что прослушанных слов, цифр и т.п. Для поддержания информации в КП необходимо поддержание активности, направленной на запоминание, без отвлечения внимания на другой вид деятельности, сложной умственной работы.

    Клинические исследования, связанные с нарушениями памяти, показывают, что два вида памяти - КП и ДП - действительно существуют как относительно независимые. К примеру, при таком нарушении, которое именуется ретроградная амнезия, страдает в основном память на недавно происшедшие события, но сохраняются воспоминания тех событий, которые имели место в далеком прошлом. При другом виде заболевания - антероградной амнезии - сохраненной остается и КП, и ДП. Однако при этом страдает способность ввода новой информации в ДП.

    Вместе с тем оба вида памяти взаимосвязаны и работают как единая система. Одна из концепций, показывающая их совместную работу, разработана американскими учеными Р.Аткинсоном и Р.Шифрином. Она схематически представлена на рис.2

    Рис. 2.

    В соответствии с этой теорией ДП представляет практически неограниченный по объему, но ограниченный по возможност произвольного припоминания хранящихся в ней сведений. Кроме того, для того, чтобы информация попала в хранилище ДП необходимо, чтобы над ней была произведена определенная работа еще в то время, когда на находится в КП.

    Во многих жизненных ситуациях процессы КП и ДП работают практически параллельно. Например, когда человек ставит перед собой задачу запомнить что-либо такое, что заведомо превосходит возможности его КП, он часто сознательно или бессознательно прибегает к приему смысловой группировки материала, которое облегчает ему запоминание. Такая группировка в свою очередь предполагает использование ДП, обращение к прошлому опыту, извлечение из него необходимых для обобщения знаний и понятий, способов группирования запоминаемого материала, сведения его к числу смысловых единиц, не превышающих объема КП.

    Перевод информации из КП в ДП обычно вызывает затруднения, т.к., для того чтобы это сделать, нужно осмыслить и определенным образом структурировать, связать в воображении новые сведения с теми, которые уже хранятся в ДП. Но есть уникальные случаи, когда это делается человеком сравнительно легко. Один из таких случаев был описан А.Р. Лурией в его работе "Маленькая книжка о большой памяти". Были обследованы особенности памяти некоего Ш., и было выяснено, что "ему было безразлично, предъявлялись ли ему осмысленные слова, бессмысленные слоги, числа или звуки, давались ли они в устной или в письменной форме; ему нужно было лишь, чтобы один элемент прелагаемого ряда был отделен от другого паузой в 2-3 секунды".

    Как было выяснено впоследствии, механизм памяти Ш. был основан на эйдетическом зрении, которое у него было особенно развито. После предъявления материала Ш. продолжал его видеть в отсутствие самого материала и был способен восстановить в деталях соответствующий зрительный образ спустя много времени (некоторые опыты повторялись через 15-16 лет). Для обычного человека как раз этот пункт припоминания обычно составляет проблему.

    Рассмотрим теперь особенности и механизмы работы ДП. Она обычно включается в дело не сразу после того, как был воспринят материал, а спустя, по крайней мере, несколько минут. При переводе информации из КП в ДП она обычно еще раз перекодируется и включается в смысловые структуры и связи, уже имеющиеся в ДП. В отличие от КП в долговременной этот процесс является ни слуховым, ни зрительным. Он, скорее, основан на мышлении, на сознательном придании запоминаемому определенного, известного запоминающему смыслового значения. Т.о., ДП имеет смысловую организацию.

    Существенную роль в ДП играет речь. То, что можно выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. При этом если слова выступают не просто как вербальная замена запоминаемого материала, а выступают результатом его осмысления, то такое является наиболее продуктивным.

    Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют свои особенности. Плохая память человека может быть связана с трудностями припоминания, а не запоминания как такового. Трудности, возникающие при припоминании, связаны зачастую с тем, что в нужный момент времени под рукой не оказалось необходимого стимула-средства для припоминания. Чем богаче стимулы-средства, которыми человек располагает для запоминания, тем более они доступны для него в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание. Два фактора при этом повышают вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой информации и воссоздание условий, идентичных условиям, при которых происходило запоминание материала.

    Один из эффективных способов структурирования запоминания - это придание запоминаемому материалу структуры типа "дерево". В такой структуре на самой вершине находится ключевое слово, передающее самый общий смысл текста. Ниже расположены ключевые слова, передающие смысл отдельных частей текста. Затем ключевые слова, передающие смысл отдельных предложений. В самом низу структуры располагается собственно запоминаемый текст. Для припоминания текста достаточно вначале придумать "верхнее" ключевое слово, и двигаясь затем на более низкие уровни структуры вспомнить весь текст целиком.

    Эффективность припоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение одних материалов с другими, одних схем припоминания с иными, связанными совсем с другими материалами. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании порождает одновременное припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий.

    На воспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции, причем в зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по разному. Чем ярче эмоции, связанные с событием, тем проще припоминание. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют. Экспериментально доказано, что искусственное воссоздание при припоминании эмоциональных состояний, сопутствующих моменту запоминания, улучшает память.

    Для долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации.

    Для уменьшения забывания необходимо:

    1) понимание, осмысление информации (механически выученная, но непонятая до конца информация забывается быстро и почти полностью -- кривая 1 на графике);

    2) повторение информации (первое повторение нужно через 40 минут после заучивания, т. к. через час в памяти остается только 50% механически заученной информации).

    Необходимо чаще повторять в первые дни после заучивания, т. к. в эти дни максимальны потери от забывания, лучше так: в первый день -- 2--3 повторения, во второй день -- 1--2 повторения, в третий -- седьмой день по 1 повторению, затем 1 повторение с интервалом в 7--10 дней. 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.


    Рис. 3. Кривая забывания Эббингауза: а) бессмысленный материал; б) логическая обработка; в) при повторении

    Забывание в значительной степени зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности называют ретроактивное торможение, оно особенно ярко проявляется в тех случаях, когда вслед за заучиванием выполняется сходная с ним деятельность или если эта деятельность требует значительных усилий.

    Сенсорная память — это мгновенный отпечаток полученной сенсорной информации на периферических частях анализаторов. Информация сюда попадает благодаря целенаправленному процессу восприятия физических характеристик стимулов, и ее объем, по сути, равен объему восприятия. В зависимости от модальности раздражителя различают следующие основные разновидности сенсорной памяти: коническую — сенсорную копию визуальной информации и эхоическую — сенсорную копию акустической информации. В памяти конической информация сохраняется до 250 мс; в эхоической — до 1 с. Забывается информация в сенсорной памяти вследствие угасания следов.
    Кратковременная память — это такая память, хранение информации в которой характеризуется ограниченным временем и ограниченным объемом. Материал поступает или из сенсорной, или из долговременной памяти: из сенсорной поступает новая информация; из долговременной — информация, которая вспоминается. Необходимым условием для этого является направленность внимания человека на эту информацию и ее сенсорная организация (акустическая, визуальная или семантическая).

    Опыты американского психолога Дж. Миллера продемонстрировали ограниченный объем памяти кратковременной: 7±2 единицы, т.е. от 5 до 9 единиц. Однако путем перекодирования информации в новые структурные единицы ее объем может вырасти, правда количество этих новых структурных единиц дальше продолжает равняться 7±2. Таким образом, объем кратковременной памяти определяется не столько количеством отдельных объектов, сколько количеством хорошо интегрированных групп объектов. Этот объем имеет тенденцию увеличиваться от детства к взрослости (если в детском возрасте он составляет 4-5 единиц, то во взрослом — 7-8). Для различных модальностей у одного человека он также может быть различным, в зависимости от доминирования того или иного типа памяти.
    В памяти кратковременной информация сохраняется очень короткое время: до 30 сек., следовательно, она характерна для той стадии запоминания, когда следы раздражителей только образуются. Однако в основном материал необходимо задержать дольше, чем на несколько секунд, и поэтому его следует повторять «про себя». Механическое повторение обеспечивает повторное поступление информации в память кратковременную. Важным условием при этом является то, чтобы объем материала, который повторяется, не превышал объема памяти (7±2 единицы). Если же повторение является осмысленным, материал перекодируется в семантический код и переходит в длительную память.

    Забывание информации в памяти кратковременной происходит в результате трех причин: вытеснения (при переполнении объема новая информация частично стирает старую), интерференции (одна информация смешивается с другой) или угасания (если материал не повторять, каждое мгновение уменьшается интенсивность образа). Потеря информации может быть необратимой, т.е. она не переходит в долговременную память, а просто исчезает.

    Кратковременная память играет значительную роль в жизни человека. Благодаря ей прорабатывается значительное количество информации, отсеивается ненужная и в результате не перегружается долговременная память. Без нее невозможно нормальное функционирование памяти долговременной, потому что она исполняет роль своеобразного фильтра на пути к ней, пропуская только нужную, отобранную информацию.

    На рубеже 50-60-х годов XX в. внимание исследователей привлекли оперативные преобразования, которые могут происходить в кратковременной памяти во время выполнения человеком познавательных задач, например, во время мышления. Такая память получила название оперативной. Память оперативная — это такой вид памяти, который обеспечивает непосредственное осуществление человеком актуальных действий и операций. Она позволяет сохранить информацию на время, необходимое для решения тех или иных задач. Пока этот рабочий материал функционирует, он составляет содержание оперативной памяти, в которой сочетается информация из кратко- и долговременной памяти. Например, при выполнении сложных математических действий мы храним в памяти некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока ими оперируем. В ходе продвижения к конечному результату эти части могут забываться. Оперативная память, так же, как и кратковременная, имеет ограниченный объем (7±2 единицы); время хранения информации определяется исключительно задачей, стоящей перед человеком и, как правило, колеблется в пределах от нескольких секунд до нескольких минут. Излишняя или нужная для дальнейшей работы информация быстро из нее стирается. Своевременное забывание позволяет избежать ошибок, связанных с использованием устаревшей информации и освобождает место для хранения новых данных. Итак, по своим характеристикам оперативная память занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.