• Виниловые пластинки: разница форматов. История винила. Неувядающий звук Виды пластинок

    Покупка винилового проигрывателя в XXI веке может говорить об одном: либо вы ценитель старинных вещей, либо – настоящий аудиофил.

    Пик популярности винила пришелся на середину прошлого века. Одним из самых востребованных носителей музыки долгое время оставалась пластинка. Красивый альбом-вкладыш с изображением исполнителя, аккуратный прозрачный пакет, оберегающий поверхность пластинки от царапин, портящиеся иглы, вечная проблема – предохранители и непередаваемый звук теплого, нежного потрескивания в динамиках… Мало кто мог предугадать, что появление накопителей на магнитных лентах и цифровая эра звукозаписи (читайте статью: ) так и не смогут сломить любовь слушателей к виниловому звуку.

    С чего все началось

    Принцип звукозаписи, который на долгие годы станет эталонным при создании виниловых пластинок, был открыт еще в 1857 году Эдуардом Леоном Скоттом де Мартенвилем . Запатентованное на территории Франции устройство фоноавтограф предлагало записывать звуковую волну на стеклянный валик, покрытый копотью или бумагой. Сам же звук улавливался через большой рупор, на конце которого устанавливалась игла.

    Через двадцать лет на пути к совершенствованию системы звукозаписи появится еще одна значимая разработка. Проходя службу на телеграфе, изобретатель и ученый Томас Эдисон при наблюдении за работой перфокарт заметил определенную закономерность. Каждый контакт, который касался отверстий на карте, издавал различные по высоте звуки. Спустя несколько месяцев, в 1877 году, в патентном бюро США появляется описание прибора, который станет настоящим прародителем виниловых проигрывателей.

    Принцип работы фонографа Эдисона заключался в проигрывании звука с небольших оловянных или деревянных валиков, покрытых фольгой или листом бумаги, вымоченной в воске. Производство таких валиков требовало немало усилий, а сами звуконосители не были готовы даже к минимальным деформациям и были слишком чувствительны к среде хранения.

    Поиски более простого устройства для осуществления звукозаписи и разработка носителя, способного переносить транспортировку и более жесткие условия эксплуатации, натолкнули американского изобретателя Эмиля Берлинера отказаться от использования способа, предложенного Мартенвилем и затем доработанного Эдисоном. В 1897 году Берлинер становится автором патентов сразу двух устройств: рекордера и граммофона .

    Впервые в качестве носителя, на который осуществлялась звукозапись, был использован плоский диск из цинка . Такое решение позволило значительно удешевить весь цикл производства пластинок. Посредством рекордера на поверхность цинкового диска наносилась «звуковая картинка», а полученный отпечаток уже использовался в качестве пресс-формы для создания копий.

    Перед инженерами того времени стояла непростая задача – найти материал, подходящий для тиражирования звукозаписей. Среди главных требований к составу – невысокая стоимость и износоустойчивость.

    В поисках идеального материала

    Для изготовления первых грампластинок использовался вулканизированный каучук темно-бурого цвета, именуемый эбонитом . Этот материал отдаленно напоминает пластмассу и хорошо поддается обработке, что было особо примечательно при создании дубликатов. Увы, материал не прошел испытания временем из-за склонности к окислению при воздействии дневного света и на смену эбониту приходит органический материал – шеллак .

    Последующие тридцать лет технология производства пластинок остается неизменной. Толстые и увесистые «шеллачные» пластинки постепенно обживаются в домах начинающих меломанов. Граммофон , а вышедший в 1907 году его преемник – механический патефон , становятся не только завсегдатаями клубов, ресторанов и образовательных учреждений, но и уверенно входят в жизнь рядового потребителя.

    В крупных городах стали появляться магазины, предлагающие широкий ассортимент «музыкальных альбомов» (все пластинки презентовались в картонной коробке-книге, напоминающей фотоальбом). Увы, несовершенство технологии записи и специфика используемого для изготовления материала позволяли хранить на одной стороне пластинке всего одну композицию. В связи с коротким сроком жизни пластинки и ее высоким уровнем амортизации при проигрывании, одну и ту же песню записывали с двух сторон.

    Барьер «в одну песню» удалось преодолеть лишь в 1931 году, когда пионеры звуковой инженерии открыли технологию стереозаписи в одной канавке. Стереопластинка стала умещать до шести песен средней продолжительности. Тем не менее жизненный цикл шеллачной пластинки исчислялся всего несколькими месяцами активной эксплуатации. В середине тридцатых у пластинки появляется новый конкурент – магнитная лента. В борьбу за потенциального покупателя вступают химики-технологи и в 1948 году с конвейера завода «Колумбия» сходит первая партия виниловых пластинок .

    Начиная с 1950 года, виниловые пластинки производят и на территории СССР. Полихлорвинил отличался высоким уровнем износоустойчивости, а сам процесс производства позволил значительно уменьшить конечную толщину пластинки с 3 до 1,5 миллиметров. Положенный еще в конце позапрошлого века принцип звукозаписи пластинок оказался простым для освоения «народными умельцами». В середине 50-х – 60-х годов появляются целые кустарные фабрики по подпольному производству пластинок.

    В качестве материала для изготовления желанного диска с запрещенными властями «не гуманными песнями» использовалась рентгеновская пленка . В частных коллекциях почитателей винила можно встретить альбомы The Beatles и джазовые композиции, записанные «на костях» – проявленных рентгеновских пленках.

    Битва «форматов»

    Вся эволюция грампластинок окутана разногласиями в мире стандартов: размеры, принципы записи, материалы изготовления, скорость записи.

    Размер. В конце 1890-х существовал единый утвержденный стандарт – 7-дюймовая пластинка с высокой скоростью вращения. В 1903 в обиход входит новый стандарт – «гигант» с диаметров в 12 дюймов. Несколько лет спустя появляются еще один вариант – 10-дюймовые грампластинки. На рынке СНГ общепринятыми размерами считаются пластинки, диаметр которых составляет 175, 250 и 300 мм.

    Технология записи. Вплоть до 1920 года единственным методом звукозаписи оставался механический. Частотный диапазон при такой записи составлял скудные 150 – 4000 ГЦ. В 1920-м году начинается эра электроакустической записи, а в качестве звукоснимателя используется микрофон. Именно в этом году эра грампластинок получает новой «звуковое дыхание» с возможностью воспроизведения ЧД от 15 до 10 000 ГЦ.

    Граничная вместимость. Скорость вращения. Еще одна характеристика всей эры грамзаписи, переживавшая постоянные изменения – скорость вращения пластинки. Общепринятый «советский стандарт» в 78 оборотов в минуту позволял вместить до 12 минут звучания. Для продолжительной записи разговора использовались «медленные пластинки» со скоростью вращения в 8 и 1/3 оборота за минуту. Еще один стандарт – 45 оборотов в минуту. Финальной точкой в борьбе скоростей стал выход долгоиграющих пластинок 33 1/3 оборота.

    Моно-стерео-квадро. Принцип воспроизведения грампластинок основан на «считывании» иглой звукового рисунка, расположенного во множественных пазах (дорожках) пластинки. Вплоть до 1958 года выпускались пластинки класса моно: игла считывала только вертикальные вибрации. Затем появляются стерео пластинки: вертикаль отвечает за левый канал, а шероховатости, размещенные по горизонтали – за правый. Существовали и варианты квадрофонического звучания, но технология так себя и не оправдала.

    Винил сегодня

    С момента появления фонографа Эдисона и вплоть до сегодняшнего дня принцип звукозаписи пластинок практически не изменился. Звуковые колебания с помощью рекордера преобразуются в механические, подаваемые на резец, который и наносит картинку композиции на стальной диск с медным напылением. Полученный шаблон переносится на никелевые копии и лишь затем начинается тиражирование виниловых пластинок методом прессовки.

    Принцип работы устройств воспроизведения – проигрывателей с точки зрения механики также остался практически неизменным. Все тот же вращающийся диск, все те же звукоснимающие иглы.

    Стоимость современных «винилов» напрямую зависит от нескольких факторов:

    • дизайна;
    • установленного предусилителя;
    • форм-фактора.

    Появление в 1980 году компакт-диска серьезно пошатнуло спрос на винил. Более чем на 20 лет пластинки ушли с поля зрения меломанов, а громоздкие проигрыватели уступили место компактным CD-плеерам. Но история уверенно придерживается принципа бумеранга: начиная с 2005 года наблюдается эра возрождения винила. Винил стал предметом экспериментов и востребованным носителем среди ди-джеев. Теплое мягкое звучание практически с полным отсутствием гармонических искажений и невероятной детализацией – это не только звук, которого достоин искушенный меломан или аудиофил. Это звук, который должен услышать каждый и эта возможность не требует внушительных финансовых вложений.

    Что выбрать?

    Настоящий аудиофил с миром винилового звука знаком не понаслышке. В его сознании горизонт «вменяемых» проигрывателей пластинок стартует от ценовой отметки в несколько тысяч долларов. Впрочем, выбор столь дорогостоящей техники скорее напоминает ритуал и некую дань звуку, а вот приобщиться к миру пластинок можно и со значительно меньшей суммой.

    Японская компания Audio-Technica на рынке звуковой аппаратуры по праву может носить статус ветерана. Именно проигрыватели виниловых пластинок стали судьбоносным продуктом в жизни бренда. В 1962 году Audio-Technica представила два высококачественных звукоснимателя (именуемых в народе «иглами») AT-1 и AT-3 . Ошеломительный успех первенцев был поддержан моделью AT-5 , а спустя 7 лет после основания японская компания выходит на мировой рынок.

    Влияние Audio-Technica на мир виниловых проигрывателей сложно переоценить. Компания стала первым производителем звукоснимателей из сверхчистой монокристаллической меди PCOCC; за ее плечами легендарные портативные плееры виниловых дисков Mister Disc и Sound Burger , а три года назад японцы анонсировали и специализированный проигрывателей-«вертушку» AT-LP1240 , оснащенную DJ-модулем.

    Одной из самых популярных «рабочих лошадок», которая способна сослужить хорошую службу человеку, только познакомившемуся с миром пластинок, может стать плеер начального уровня от компании Audio-Technica AT-LP60 USB .

    Если ваша эволюция как меломана началась с MP3 и OGG, плавно транспонировавшись в прослушивание форматов FLAC и ALAC, а старый CD-плеер перестал доставлять удовольствие, Audio-Technica AT-LP60 USB способен познакомить вас с тем, как звучит винил. Этот проигрыватель станет идеальным выбором для начинающего слушателя.

    Главным достоинством грампластинки являлось удобство массового тиражирования путём горячей прессовки , кроме того, грампластинки не подвержены действию электрических и магнитных полей. Недостатками грампластинки являются подверженность температурным изменениям и влажности, механическим повреждениям (появление царапин), а также неизбежный износ при постоянном использовании (снижение и потеря аудиохарактеристик). Кроме того, грампластинки обеспечивают меньший динамический диапазон , чем более современные форматы хранения звукозаписей .

    Историческая справка

    Самым примитивным прообразом грампластинки можно считать музыкальную шкатулку, в которой для предварительной записи мелодии используется металлический диск, на который нанесена глубокая спиральная канавка. В определённых местах канавки делаются точечные углубления - ямки, расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска, приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная металлическая игла скользит по канавке и «считывает» последовательность нанесённых точек. Игла скреплена с мембраной, которая при каждом попадании иглы в канавку издаёт звук.

    Старейшей звукозаписью в мире считается запись, которая была сделана в 1860 году. Исследователи из группы изучения истории звукозаписи First Sounds обнаружили её 1 марта 2008 года в парижском архиве и смогли проиграть звуковую запись народной песни, сделанную французским изобретателем Эдуаром Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, в 1860 году называвшегося им «фоноавтограф » . Её протяжённость составляет 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. Фоноавтограф процарапывал звуковые дорожки на закопчённом листе бумаги .

    Фонограф Томаса Эдисона, 1899 год

    В 1877 году французский учёный Шарль Кро впервые научно обосновал принципы записи звука на барабан (или диск) и его последующего воспроизведения. В этом же году, а именно - в середине 1877 года, молодой американский изобретатель Томас Эдисон изобрёл и запатентовал прибор фонограф , в котором звук записывается на цилиндрическом валике, обёрнутом оловянной фольгой (или бумажной лентой, покрытой слоем воска) при помощи иглы (резца), связанной с мембраной; игла вычерчивает на поверхности фольги винтовую канавку переменной глубины. Для проигрывания использовалась бамбуковая игла, заточить которую можно было при помощи специальных щипцов. Его фонограф с восковым валиком не получил широкого распространения ввиду сложности копирования записи, быстрого изнашивания валиков и плохого качества воспроизведения.

    В 1892 году был разработан способ гальванического тиражирования с позитива цинкового диска, а также технология прессования грампластинок из эбонита при помощи стальной печатной матрицы. Но эбонит стоил довольно дорого и в скором времени был заменён композиционной массой на основе шеллака - воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, обитающих в юго-восточной Азии. Пластинки стали качественней и дешевле, а значит, доступнее, но их главным недостатком была малая механическая прочность - по хрупкости они напоминали стекло. Шеллачные пластинки выпускались до середины XX века, пока не были вытеснены более дешёвыми и небьющимися - из винилита (сополимера винилхлорида и винилацетата), т. н. виниловые пластинки . Название полимера послужило причиной возникновения широко распространённого заблуждения, будто бы пластинки делались из чистого поливинилхлорида. Это не так - чистый поливинилхлорид по механическим свойствам (твёрдость и износостойкость) не годится для этого.

    Одной из первых настоящих грампластинок была пластинка, выпущенная в 1897 году фирмой Victor в США .

    Первая революция

    Первые серийные пластинки имели диаметр 6,89 дюймов (175 мм) и назывались 7-дюймовыми. Этот старейший стандарт появился ещё в начале 1890-х годов. Обозначаются такие грампластинки как «7″», где «″» - знак дюйма. В начале своей эволюции грампластинки имели высокую скорость вращения и бóльшую ширину дорожки, что значительно снижало длительность звучания - всего 2 минуты на одной стороне.

    Двусторонними грампластинки стали в 1903 году, благодаря разработкам фирмы «Одеон». В этом же году появились первые 12-дюймовые (12″) грампластинки реальным диаметром 11,89″ (300 мм). До начала 1910-х годов на них выпускали в основном отрывки из произведений музыкальных классиков, так как на них помещалось в общей сложности до пяти минут звучания.

    Третьим стал размер 10 дюймов (10″), или 250 мм. На таких пластинках помещалось в полтора раза больше материала, чем на стандартную 7-дюймовую. К 1940 году этот размер стал наиболее популярным. Скорость обычной, общепринятой, пластинки в то время была 78 об/мин, дорожка представляла собой правую спираль Архимеда и вращалась пластинка по часовой стрелке .

    Четвёртый формат (в СССР использовался вплоть до середины 1960-х годов для производства обычных и долгоиграющих дисков) - 8 дюймов (8″), или 185 мм.

    Три основных типоразмера пластинок - 12″, 10″ и 7″ - традиционно называются соответственно «гигант », «гранд » и «миньон ».

    Transcription disc 16 дюймов на 33⅓ выпуска 1939 года с началом проигрывания от середины диска к краю

    Также существовал формат пластинки в 16″ (ок. 40 см). Это были диски для проигрывания записей на радиостанциях, так называемые Transcription disc. Скорость вращения таких дисков была 33⅓ об/мин. Начали производить их ещё в 30-х годах. К 1940 году использовались для сопровождения звукового кино .

    «Жизнь» первых пластинок была недолгой - звукосниматель весил более 100 граммов и быстро изнашивал дорожку. Стальные иглы необходимо было менять после каждого проигрывания стороны, чем иногда пренебрегали, и при использовании уже играных игл пластинка портилась ещё быстрее. Иногда, чтобы продлить жизнь любимых произведений, на некоторые пластинки записывали с обеих сторон одну и ту же дорожку.

    В 1930-х годах пластинки выпускались с одной композицией на одной стороне, и часто один концерт одного исполнителя продавался комплектом пластинок по несколько штук, обычно в картонных или, реже, кожаных коробках. Из-за внешнего сходства таких коробок с фотоальбомами их стали называть record albums («альбомы с записями»).

    Вторая революция

    Сингл, записанный на пластинке с частотой вращения 45 об/мин

    С появлением долгоиграющих грампластинок с частотой вращения 45 и 33⅓ об/мин стали сокращаться тиражи обычных патефонных (78 об/мин), и к концу 1960-х годов их производство было окончательно свёрнуто (в СССР последняя патефонная пластинка выпущена в 1971 году).

    В СССР с начала 1950-х и до середины 1970-х гранд был наиболее распространённым форматом долгоиграющей пластинки. Матричные номера долгоиграющих дисков, в отличие от обычных, обрели буквенный индекс «Д» («долгоигорающая») - использовался для монофонических дисков) с обозначением скорости проигрывания (33Д, 45Д). После 1956 года ранее выпущенные пластинки переиздавались с новых матриц и маркировались индексом «НД» с сохранением старого номера. С появлением стереоофонических дисков им присваивался индекс «С» (33С, 45С). По принятой до 1975 года нумерации «винилового» каталога ВСГ «Мелодия » (и её предшественников с 1951 года) гранду присваивался номер по форме XXД(C)-ХХХХХ, диску-гиганту - XXД(C)-0ХХХХХ, пластинке 8″ - XXД(С)00ХХХХХ, миньону - XXД(C)-000ХХХХХ. До начала 1970-х годов практиковался выпуск одних и тех же пластинок параллельно в двух вариантах - моно и стерео. Потом отдельные монодиски делать перестали, и до 1975 года стереофонические пластинки, производившиеся с улучшенной совместимостью с моно-проигрывателями, обозначались индексом «СМ» (стерео-моно).
    Для дисков, выпускавшихся со второго квартала 1975 года, принцип индексации был изменён. По новой системе первые три знака номера пластинки несли следующую смысловую функцию:

    • индекс «С» или «М» - стерео или моно;
    • второй по счёту индекс (цифры от 0 до 9) символизировал жанровую принадлежность записи;
    • третий индекс (цифры от 0 до 2) служил для обозначения формата пластинки: 0 - гигант, 1 - гранд, 2 - миньон (производство долгоиграющих 8″-дисков было прекращено в середине 1960-х годов).

    Впрочем, к этому времени формат «гранд» был почти вытеснен более вместительным «гигантом» и использовался только для детских записей.

    Настоящее время

    Современный проигрыватель пластинок

    Проигрыватель 2 класса «Аккорд-201» 1974 года выпуска

    К концу XX века начался спад производства грампластинок и проигрывателей, не в последнюю очередь из-за развития рынка музыкальных компакт-дисков . В СССР использование грампластинок продолжалось вплоть до его распада; вплоть до середины 1990-х годов пластинки производили бывшие филиалы госкомпании «Мелодия» в бывших союзных республиках, полностью перешедшие в коммерческие структуры, хотя и уже значительно меньшими тиражами. Последние массовые тиражи грампластинок на территории бывшего СССР относятся к 1993-94 гг.

    В определённых областях виниловые долгоиграющие стереофонические грампластинки диаметром 30 см (англ. LP ) используются до сих пор:

    • для диджейской работы и экспериментов в области звука;
    • поклонниками данного вида звукозаписи (в том числе аудиофилами);
    • любителями старины и коллекционерами.

    На современных пластинках, предназначенных для диджеев , на одну сторону «нарезается» около 12 минут музыки - в этом случае расстояние между канавками значительно больше, пластинка более износоустойчива , не боится царапин и неосторожного обращения. Кроме того, для скретча выпускаются специальные пластинки, на которых записан не звук, а специальный синхросигнал, который подаётся на компьютер, что позволяет расширить возможности диджея - например, использовать звуковые фрагменты , записанные непосредственно во время исполнения.

    Начиная с 2006 года продажи виниловых пластинок растут каждый год: так, в 2007 г. рост продаж составил 37 %, и это на фоне 20 % спада продаж компакт-дисков в том же году. По оценкам одной из крупнейших американских исследовательских компаний Nielsen SoundScan, в 2009 году только в США было продано 2 млн виниловых пластинок ; в 2012 году там было продано уже 4,6 млн грампластинок, что на 17,7 % больше, чем в 2011 году .

    В 2013 году продажи в США составили 6,1 млн пластинок. Кроме США, эффект был заметен в Великобритании и Австралии . В 2016 году в Великобритании было продано более 3,2 миллиона пластинок (в 2007 году, при наименьшей популярности винила, в стране было продано чуть более 200 000 пластинок) . Грампластинки по-прежнему составляют незначительную часть рынка музыкальных записей (2 % в США в 2013 году против 57 % для компакт-дисков).

    В продажах грампластинок играет роль как ностальгия (в 2010 году лидером продаж был альбом «Битлз» Abbey Road) , так и другие неясные факторы: первые два места в 2013 году заняли новые альбомы Random Access Memories (Дафт Панк) и Modern Vampires of the City (Vampire Weekend). Теории новой популярности грампластинок включают как желание слышать более «богатый» и «тёплый» звук, так и сознательное отрицание цифрового мира .

    Кроме того, немаловажную роль в «виниловом ренессансе » играет городская легенда о том, что современные дешёвые проигрыватели компакт-дисков не очень качественно воспроизводят звук (на самом деле 16-битное квантование , используемое в компакт-дисках, значительно превосходит качество грампластинок (эквивалентное примерно 11 битам для наиболее качественной штамповки )).

    Грампластинка как элемент культуры

    Обычно под виниловыми пластинками подразумеваются более поздние, рассчитанные на воспроизведение на электропроигрывателях, а не механических граммофонах , и на скорость вращения 33⅓ об/мин или (реже) 45 об/мин.

    Гибкие пластинки

    Гибкие пластинки, на которых записывалась эстрадная музыка, были широко распространены в СССР. Они отличались небольшим размером и обычно вмещали всего 4 песни - по 2 на каждой стороне. Такие пластинки с музыкальными записями также часто выпускались в виде приложения к молодёжным журналам и вкладывались между страниц. Два наиболее известных примера такого издания - журнал «Кругозор », в каждом номере которого до 1992 года выходило по шесть гибких грампластинок, и детский журнал «Колобок », где было размещено по две пластинки. .

    Материал, из которого изготовлялись гибкие пластинки - ПВХ-плёнка.

    Гибкими пластинками также являются записи на старых рентгеновских снимках («музыка на ребрах»).

    Также ранее выпускались гибкие пластинки-открытки . Такие сувениры отправлялись по почте и содержали помимо записи рукописные поздравления. Они встречались двух разных видов:

    • Состоявшие из гибкой пластинки прямоугольной или круглой формы с односторонней записью, скреплённой с полиграфической карточкой-основой с отверстием в центре. Как и гибкие пластинки, они имели ограниченный рабочий диапазон частот и время звучания.
    • Дорожки пластинки пропечатывались на лаковом слое, покрывающем фотографию или открытку. Качество звука было ещё ниже, чем на гибких грампластинках (и основанных на них открытках), долго такие пластинки не хранились из-за коробления и пересыхания лака. Зато такие пластинки могли быть записаны самим отправителем: существовали рекордеры , увидеть один из которых в работе можно в фильме «Карнавальная ночь ».

    Имеются редкие пластинки-приложения, которые вкладывались в компьютерные журналы в конце 1970-х годов и на которых были записаны компьютерные программы [ ] (в дальнейшем, до массового распространения дискет , для этих целей использовались компакт-кассеты). Этот стандарт пластинок назывался Floppy-ROM , на такую гибкую пластинку при скорости вращения 33⅓ об/мин вмещалось до 4 КБ данных.

    Сувенирные и декоративные пластинки

    «Звуковой сувенир» - фотокарточка с грамзаписью. Их изготавливали в присутствии заказчика маленькие полукустарные студии звукозаписи в курортных городах СССР.

    Привычный цвет грампластинок - чёрный , но выпускаются и разноцветные. Существуют также грампластинки, где под прозрачным слоем с дорожками находится красочный слой, повторяющий рисунок конверта или заменяющий информацию на нём (как правило, это дорогостоящие коллекционные издания). Декоративные пластинки могут быть квадратными, шестиугольными, в виде диска для циркулярной пилы, в форме животных, птиц и т. п.

    Кустарные пластинки. «Музыка на рёбрах»

    Грамзапись на рентгеновской плёнке

    Как только в продаже появились доступные по цене магнитофоны , кустарная грамзапись практически исчезла.

    Типоразмеры

    Стереопроигрыватели могут воспроизводить и монофонические записи, в этом случае они воспринимают их как два одинаковых канала.

    В ранних экспериментах по записи стереосигнала на одну дорожку пробовали совместить более традиционную поперечную и глубинную записи: один канал формировался на основе горизонтальных колебаний иглы, а другой - на основе вертикальных. Но при таком формате записи качество одного канала существенно уступало качеству другого, и от него быстро отказались.

    Большинство стереофонических пластинок записано при частоте вращения 33⅓ об/мин при ширине звуковой дорожки 55 мкм. Ранее (особенно в ряде стран за пределами СССР) широко выпускались пластинки с частотой вращения 45 об/мин. В США были особенно популярны их компактные варианты, предназначенные для использования в музыкальных автоматах с автоматической сменой или выбором пластинки. Они были пригодны и для воспроизведения на бытовых проигрывателях. Для записи речевых программ выпускались грампластинки с частотой вращения 8⅓ об/мин и длительностью звучания одной стороны до полутора часов. На территории СССР такие пластинки, как, впрочем, и музыкальные автоматы встречались редко.

    Стереопластинки существуют трёх диаметров: 175, 250 и 300 мм, что обеспечивает среднюю продолжительность звучания одной стороны (при 33⅓ об/мин) 7−8, 13−15 и 20−24 минуты. Длительность звучания зависит от плотности нарезки. На одну сторону плотно нарезанной пластинки можно уместить до 30 минут музыки, но игла на таких пластинках может прыгать и вообще будет неустойчива. Также грампластинки с уплотнённой записью быстрее изнашиваются по причине более узких стенок канавок.

    Квадрофонические пластинки

    Государственный стандарт ГОСТ-5289 в СССР

    4 апреля 1950 года взамен ОСТ 23018-39 Всесоюзным Комитетом Стандартов был утверждён новый ГОСТ-5289 («Пластинки граммофонные»), внесённый Комитетом по делам искусств при Совете Министров СССР. Вступил в силу с 1 января 1951 года .

    23 января 1956 года взамен ГОСТ 5289-50 Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов был утверждён новый ГОСТ 5289-56 («Пластинки граммофонные»), внесённый Министерством культуры СССР и вступивший в силу 1 июля 1956 года . Он закрепил появление в советской грамзаписи долгоиграющих пластинок, в том числе дисков диаметром 8 дюймов, которые были предшественниками миньонов .

    5 ноября 1961 года взамен ГОСТ 5289-56 Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов был утверждён новый ГОСТ-5289-61 («Пластинки граммофонные»), внесённый Государственным комитетом по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР и вступивший в силу 1 июля 1962 года . Он отразил начало выпуска советской промышленностью стерео-записей, а также 7-дюймовых миньонов (в том числе в формате 45 об/мин), заменивших 8-дюймовые пластинки, которые некоторое время продолжали выпускаться, но только в качестве 78-оборотных, шеллаковых дисков.

    Размеры, вес пластинок и требованиям к этикеткам согласно ГОСТ 5289-61
    Типы пластинок Скорости

    вращения

    (об/мин)

    Форматы Диаметры

    этикетов (мм)

    Вес (г)
    обозначения диаметры
    С узкой канавкой

    (долгоиграющие: моно и стерео)

    33⅓ Ф 17 (7 дюймов) 174 92 50
    Ф 25 (10 дюймов) 250 100 140
    Ф 30 (12 дюймов) 301 220
    45 Ф 17 (7 дюймов) 174 92 50
    С широкой канавкой

    (только моно)

    78 Ф 20 (8 дюймов) 200 80 110
    Ф 25 (10 дюймов) 250 190

    Изготовление

    Пресс-форма для штамповки грампластинки

    Дорожки пластинки под микроскопом

    Дорожки с записью одной композиции отделены от другой переходными участками без записи и более крупным шагом дорожки (выглядят тёмными полосками)

    Звук с помощью специальной аппаратуры преобразуется в механические колебания резца (чаще всего сапфирового), который нарезает на слое материала спиральную звуковую дорожку . На заре грамзаписи (по меньшей мере до 1940 года) дорожки нарезались на воскоподобном веществе , впоследствии - на фонографической фольге, покрытой нитроцеллюлозой, в дальнейшем фонографическая фольга была заменена медной фольгой. В конце 1970-х годов фирмой Teldec была разработана технология DMM (англ. Direct Metal Mastering ), согласно которой дорожки формируются на тончайшем слое аморфной меди, покрывающем идеально ровную стальную подложку. Это позволило значительно повысить точность воспроизведения записанного сигнала, что привело к заметному улучшению качества звучания фонографических записей. Данная технология применяется и по сей день.

    С полученного таким образом диска при помощи гальванопластики в несколько последовательных этапов получают необходимое количество никелевых копий как с позитивным, так и с негативным (когда канавки со звуковой дорожкой выглядят, как выступы над поверхностью диска) отображением механической фонограммы. Изготовленные на последнем этапе негативные копии, которые служат основой в процессе прессования виниловых пластинок, называют матрицами ; все промежуточные никелевые копии принято называть оригиналами.

    Изготовление оригиналов и матриц осуществляется в гальваническом цехе. Электрохимические процессы ведутся в многокамерных гальванических установках с автоматическим ступенчатым регулированием электрического тока и времени наращивания никеля.

    Детали пресс-форм изготавливаются на станках с ЧПУ и проходят высокотемпературную пайку в вакуум-печах по специальной технологии. Сами пресс-формы обеспечивают высокую равномерность температурного поля на формующих поверхностях, малую инерционность температурного режима, а значит, и высокую производительность. С помощью одной пресс-формы можно изготовить десятки тысяч грампластинок.

    Материал для изготовления современной грампластинки - это особая смесь на основе сополимера винилхлорида и винилацетата с различными добавками, необходимыми для придания пластмассе необходимых механико-температурных свойств. Высокое качество смешения порошкообразных компонентов достигается использованием двухстадийных смесителей с горячим и холодным смешением.

    В пресс-цехе в пресс подаётся разогретая порция винила с уже приклеенными сверху и снизу этикетками, которая под давлением до 200 атм растекается между двумя половинками пресс-формы и после остывания образует готовую грампластинку. Далее производится обрезка кромок диска, контроль и упаковка.

    Первая грампластинка, изготовленная после установки на пресс никелевых матриц, а затем каждая специально отобранная из тиража, тщательно проверяются по размерным характеристикам и прослушиваются в специально оборудованных звуковых кабинах. Во избежание коробления все отпрессованные грампластинки проходят необходимую температурную выдержку, а перед упаковкой в конверт внешний вид каждой грампластинки проверяется дополнительно.

    Обложка

    Винил - один из самых непростых носителей. Посудите сами: пластинки бывают разного качества и степени «убитости» и требуют ухода, а проигрыватель совмещает в себе механическую и электронную часть, и тоже требует присмотра и настройки. Поэтому я решил сделать большой цикл статей, в котором отвечу на 100 вопросов о виниле. Для первых двух частей по десять вопросов задал мне - новичок в этом деле, он живо интересуется винилом и порой подумывает обзавестись аналоговой системой. А дальше я буду смотреть на вопросы в комментариях к этим материалам. Итак, в путь!

    1

    - Я бы хотел начать наш разговор не с техники, а с философии. В чем смысл существования винила в современной реальности, действительно ли он дает что-то большее в сравнении с цифрой?

    Однозначно на этот вопрос ответить сложно, каждый сам для себя выбирает те параметры, по которым винил ему интересен или не интересен.

    Сам носитель несовершенен - это факт, и разобраться со всеми вопросами, от выбора пресса, пластинки, ее состояния, до постройки своего, подходящего под задачи винилового тракта объективно сложно (слишком уж много неизвестных и переменных).

    Для начала расскажу о своих приоритетах. В первую очередь это возможность приблизиться к первоисточнику насколько это возможно. За счет чего? За счет того, что многие записи из прошлого выпущены изначально на виниле. Конечно, кто-то скажет, что мастер-лента ближе, и ее копия, например, в DSD - это очень здорово. Конечно. Но сколько мастер-лент и их копий нам доступно? Очень мало. На фоне общего массива музыки 20 века эта величина практически ничтожна.

    Намного больше записей, которые или в цифре не выходили вовсе, или были изданы так, что качество звучания CD-версии не выдерживает никакой критики. И это далеко не обязательно редкие альбомы, вовсе нет - примеры можно найти во всех жанрах. И переизданий никогда не будет, потому что в этом нет необходимости, это же не The Beatles или Pink Floyd в очередной раз переиздавать.


    Коллекционер винила Энди Карти, известный как мистер Шруфф

    Следующий момент - возможное качество звучания винила как носителя. Если построить приличный тракт, выбрать качественную пластинку, то можно получить объективно очень хороший звук. Впрочем, я не люблю споры о форматах как таковых: в моей системе прекрасно уживается и винил, и CD, и файлы с хайрезом. Но винил, даже при всем имеющемся несовершенстве, может звучать очень качественно. По моим наблюдениям большую детальность способна дать или пленка на 38-й скорости, или цифра высокого разрешения. Но тут мы возвращаемся к тому, что огромному количеству записей прошлых лет в хайрезной цифре просто неоткуда взяться. В виде сохранных мастер-лент тоже, многое безвозвратно утеряно.

    Также некоторым нравится тактильно-визуальный процесс собирания и воспроизведения пластинок. Почему бы и нет? Интересное хобби! Кто-то выискивает редкие и ценные пластинки по своим направлениям и критериям - своего рода коллекционирование. Ничего дурного в этом не вижу. Что такое азарт поиска и те же аукционы, я и сам прекрасно знаю. И хотя не могу причислить себя к азартным людям, понимаю, найти интересную пластинку или купить что-то в несколько раз дешевле средней рыночной цены - очень даже приятно. Дальше можно найти еще множество причин интереса, но это уж личное дело каждого.

    2

    - Технику не покупают ради самой техники. Нередки случаи, когда человек сначала покупал себе пластинку, например, на концерте любимого музыканта, а потом уже решал приобрести и проигрыватель. Отсюда второй вопрос: исходя из твоего опыта и опыта твоих друзей, возможно ли вообще собрать фонотеку на пластинках, и какие трудности при этом возникают?

    Собрать фонотеку вполне реально, будь то новодельный винил, или оригиналы прошлых лет, вопрос в первую очередь в понимании процесса. Даже не в деньгах, а именно в понимании. Обычно первое, что делает человек, пришедший к винилу, - накупает всякого хлама. Причем происходит это совершенно бессистемно. А это на 90% деньги, выброшенные на ветер.

    Второе, что меня очень удручает - вечное нытье о трудностях покупки чего-либо в других странах. Хотите покупать в Москве? Готовьтесь или переплачивать (я встречал случаи, когда переплата требовалась и в 20-30 раз), или покупать мусор. Да, интересные предложения бывают и тут, но редко. Даже если речь идет о самых ординарных пластинках, то и они часто расходятся по своим. Я, например, не размещаю объявлений, когда прореживаю фонотеку. Просто рассылаю списки по почте некоторому количеству знакомых. Соответственно, я знаком с коллекционерами, у которых можно приобрести что-то дельное за адекватную цену. Но это все чаще непубличные процессы. Встретить на массовых площадках объявления о продаже хороших пластинок в достойном состоянии и по адекватной цене - большое везение. Найти хорошего продавца, у которого можно покупать регулярно, а не разово - тем более. Впрочем, такие продавцы есть, только одни из них продают немного и больше по своим, другие же предпочитают сдать весь ценный «улов» магазинам, а там будет совсем другая цена.


    Бразилец Зеро Фреитас - владелец самой большой в мире частной коллекции, насчитывающей более пяти миллионов записей

    То, что продают магазины - чаще всего или очень дорого, или хлам. Увы, так сложился наш рынок: много десятилетий пластинки издавались и ходили по миру, а у нас был железный занавес и мизерные поступления винила, которые к тому же запиливались паршивыми советскими проигрывателями. Эту специфику нужно учитывать. Вот что точно у нас стоит приобретать - издания классической музыки на «Мелодии». Пожалуй, это единственный пример, когда в нашей стране можно купить пластинку за 100 рублей, в то время как в мире за нее готовы отдать подчас в десятки раз больше.

    Если же говорить о покупках - здесь перед вами открыт весь мир: поисковые, платежные системы, переводчики для тех, кто не дружен с другими языками, помогут решить массу проблем. Даже российская почта сейчас работает гораздо лучше.

    Покупка на вторичном рынке - всегда лотерея, но выиграть в нее можно. Исследуйте рейтинги продавцов, обращайте внимание на качество описаний, насколько заявленное совпадает с увиденным. А главное - не бойтесь задавать вопросы. Рано или поздно вы обязательно найдете свой круг продавцов, с кем-то подружитесь, и уже станет значительно легче. Так же как поможет и круг коллег по увлечению - это и обмен информацией и например, то, что покупка в одном магазине пластинок на несколько человек позволит сократить расходы на пересылке, и снизить риски - стопку пластинок проще надежно упаковать чем одну-две, стоимость пересылки на каждую пластинку будет ниже, да и коробка покрупнее менее вероятно потеряется.

    С новоделом и магазинами все проще: есть масса сайтов, на которых можно заказывать современные пластинки. Выбор действительно огромный, пакуют хорошо, отправляют быстро. Только в отношении новодельных пластинок надо понимать, что не все они одинаково полезны. Когда на виниле издается калька с цифры, я бы предпочел купить файлы для скачивания. Однако не стоит верить на все сто громким жалобам аудиофилов, все не так плохо: и сегодня выпускаются очень качественные, полностью аналоговые издания.

    Мой интерес охватывает далеко не все жанры, но если раньше из новодела я заказывал пяток пластинок в месяц, то сейчас столько всего интересного, что купить и десятую часть нет никакой возможности. Случается и такое, что в 21-м веке музыканты выпускают альбомы исключительно на виниле. Да и коллекционную составляющую никто не отменял, но вот чего бы я точно делать не стал - так это гнаться за буклетами с красивыми коробками, а тем более дисками с картинками. А купить пластинку, пойти с ней на концерт, подписать у музыкантов - дело хорошее!

    Практический совет. Где посмотреть и поискать пластинки и информацию о них:

    При обращении с проблемными пластинками;

    В котором кроме конкретики о нескольких моделях можно найти сведения о принципах и подходах, использовать которые можно даже для того, чтобы собрать свою машинку самостоятельно;

    Который опять же, можно рассматривать не только применительно к конкретике, но и в более широком смысле.

    6

    - Раритеты и старые пластинки, имеет ли смысл гоняться за ними, или это чисто коллекционные вещи. Т.е. если я куплю оригинальный диск 50-х годов, будет ли он лучше его репринта 90-хх или вообще 2000-хх, если я его просто хочу послушать, а не перепродать в будущем.

    Бывает по-разному. Вплоть до случаев, когда первый пресс - вообще бракованный. И звук здесь вторичен, важна коллекционная составляющая. Или тираж был крошечным, а пластинка считается интересной. Или пластинок было много, но это культовый диск. Вариантов очень много, лучше изучать историю предметно.

    Что касается изданий и переизданий, обычно «водораздел» лежит между делением «до цифры» и «после цифры». Переиздания аналоговых времен играют очень прилично, а иногда даже лучше первопрессов. Например, если первый тираж выходил в моно, хотя записывался альбом изначально в стерео, то звук стерео переиздания вероятно будет лучше. Это частный случай, но вообще, если выбирать между ранним стерео и моно, я лично предпочту моно-издание. Или более позднее переиздание. Чего стоит избегать, так это всевозможных квадро-версий, они обычно звучат посредственно, мне ни один приличный вариант не попадался.


    Относительно недавнее переиздание альбома Pink Floyd «The Division Bell» - издание интересно не только коллекционными бонусами и неплохим звуком, но и не вошедшими в первое издание треками

    Могу и из личного опыта привести примеры. Например, я хотел купить первопресс альбома Sonny Rollins «Saxophone Colossus». В идеальном состоянии цена получается внушительной. Я купил более позднее переиздание в состоянии нового. Сравнивали звук с первопрессом - разница в нюансах, ее вообще можно счесть несущественной. А разница в цене получилась раз в пятнадцать.

    То же самое с альбомами Pink Floyd - слушаю я их редко (и так наизусть знаю), но для тестов использую. В коллекции первые японские прессы, когда-то обошедшиеся мне в 20-30 долларов. А первые английские оцениваются совсем другими цифрами. Разница в звуке есть, но не стоит, на мой взгляд, за нее платить. Хотя тут каждый решает сам - я скорее предпочту купить полсотни новых пластинок, а не выслушивать дотошно, как же на записи кружится вертолет. К музыке все это имеет весьма опосредованное отношение.

    С современными («после цифры») переизданиями все сложнее. Как и что конкретно готовили, следует изучать отдельно. Что-то качественно перенесли с оригинальных лент и оно звучит лучше первопресса, а возьмешь другой релиз - там звука вообще может не быть. Изучать приходится конкретно каждое издание, единого рецепта, увы, нет.

    В первую очередь советую настороженно относиться к массовым переизданиям, которые можно чуть ли не на полках «Ашана» встретить. Чаще всего такие пластинки по качеству звука годятся разве что для украшения стен. Но и малотиражка бывает иногда провальной. Так что одного-единственного правильного ответа на вопрос нет и быть не может.

    7

    - Если покупать пластинки «на вторичке», как понять, насколько изношен диск? Какие обозначения (классификация) есть, насколько стоит верить продавцу и как проверить его?

    Безоговорочно верить никому нельзя, мы же скорее о бизнесе говорим. Следует доверять проверенным продавцам, и то с оговоркой. И не только по рейтингу, я сталкивался с тем, что продавцы с крутым рейтингом присылали откровенный хлам. Особенно в этом засветились почему-то торговцы из Англии. В кулуарах слышал, что у некоторых вполне нормальным считается выставить на торги пластинку и если ее выиграл американец или европеец - выслать все, как положено. А если «русский Ваня» - то ему можно послать пластинку и в мусорном состоянии. Покупатель, мол, далеко, язык знает плохо, рад будет и этому. И мне потом такие «продавцы» возвращали деньги.

    Впрочем, рынок глобализуется и профессиональные продавцы такие вещи себе не позволяют. И не следует бояться. Случаи надувательства скорее единичные, и они никак не перекрывают выгоды от дистанционных покупок. Сейчас более рискованными могут быть покупки пластинок у продавцов, которые распродают «коробки с дедушкиного чердака». Продавца тоже можно понять, если он пластинки разве что в руках держал, и проигрывателя у него нет, то и дать объективную оценку или описание издания он не может. Но при наличии риска можно иногда приобрести очень редкие вещи, и в том числе дорогие, за символическую цену. Иногда у продаваемой пластинки толком нет описания, одно название, да и то с ошибками, и только по фото можно угадать что это за издание.


    Внешний вид пластинки может лишь отчасти указывать на ее хорошее состояние. Даже если не рассматривать случаи заводского брака, запилить пластинку не сделав видимых повреждений, например при неисправном проигрывателе, совсем не сложно

    В сообществе профессиональных продавцов и коллекционеров больше распространена официальная классификация по Record Collector. При описании сначала дается состояние конверта, а потом диска.

    SEALED. Запечатанный диск в заводском полиэтилене. В какой-то мере это лотерея, потому как диск может и приедет запечатанным, но за возможный брак пресса или покоробленную пластинку продавец ответственности никакой не несет.

    MINT (MINT - 100%). Новая пластинка в идеальном состоянии, без поверхностных царапин и каких бы то ни было дефектов и искажений звука. Конверт и сопутствующие вложения (при наличии) также находятся в идеальном состоянии без дефектов.

    NEAR MINT (NM 90%–100%). Практически идеальное состояние. Пластинка может иметь следы хранения, не искажающие звучание, возможны редкие поверхностные царапины, не влияющие на звук. Шумы в паузах практически отсутствуют. Конверт новый, может иметь незаметные потертости и помятости от хранения.

    EXCELENT (EX 70%–90%). Пластинка в отличном состоянии, имеет следы проигрывания и легкие поверхностные царапины, не искажающие звук. В паузах может быть слышен незначительный песок. На конверте, как правило, есть трещинки, легкие потертости и помятости от длительного хранения.

    VERY GOOD (VG 50-70%). Пластинка в хорошем состоянии, имеет следы многократного использования, без искажения звучания. Допускается наличие видимых царапин. Возможны редкие щелчки без заедания. На конверте допускаются потертости, незначительные надрывы, трещины без серьезных изъянов.

    GOOD (GD 30%–50%). Пластинка в рабочем состоянии, многократно проигрывалась, допускаются незначительные звуковые искажения, в звуке присутствует песок и прослушиваемые царапины без заеданий и проскакиваний. Конверт имеет потертости, следы износа по краям, допускаются надрывы, срывы поверхности и выцветание красок.

    FAIR (FR 20%–30%). Пластинка в плохом состоянии, многократно проигрывалась, допускаются незначительные звуковые искажения, в звуке присутствует песок и прослушиваемые царапины без заеданий и проскакиваний. Конверт имеет потертости, следы износа по краям, допускаются надрывы, срывы поверхности и выцветание красок.

    POOR (10%–20%). Пластинка сильно изношена и не может воспроизводить запись из-за многочисленных царапин. Конверт сильно испорчен или отсутствует.

    BAD (0%–10%). Пластинка не проигрывается, может иметь сколы. Данная позиция представляет интерес только для коллекционеров

    Но эта классификация подразумевает, что продавец выставляет состояние пластинки по результатам ее полного прослушивания. Так делают далеко не все, многие используют обозначения, но выставляют их только по внешнему виду. И почти всегда пластинки не помыты. На практике же это означает, что вы можете получить и отслушанную, но немытую пластинку VG, которая после чистки окажется NM, так и то, что пластинка окажется хуже ожидаемого.

    Но даже если учесть, что продавец ставит рейтинг по прослушиванию и моет пластинки, не факт, что у вас совпадет оценка - многое может еще зависеть и от технологии чистки и от используемого картриджа. Разные головки по-разному критичны к состоянию и различным типам дефекта пластинок.

    А чтобы картина не была такой мрачной я могу привести собственную статистику. Плохими из моих приобретений оказываются только 2-3 процента пластинок, и то, половину из них можно отнести случаи, когда мне очень хочется добыть определенную пластинку, и я готов рискнуть, купить что-то наобум. Или речь идет об очень редких записях, которые появляются в продаже раз в несколько лет и ценны в любом состоянии, кроме непригодного для прослушивания.

    8

    - Существует ли какая-то зависимость между выбором проигрывателя и типом пластинок, которые я планирую покупать. Понятно, что есть скорость (например, 78 оборотов), отличается ли вертушка, которая играет шеллаковые диски или наоборот, подойдет ли старый проигрыватель новым пластинкам?

    Если не брать шеллак и 78 оборотов, думаю, что особой зависимости нет. Можно слушать современный эмбиент на кастомной сборке с роликовым Commonwealth в качестве привода. Можно слушать джаз или классику 57 года издания на современнейшем проигрывателе за несколько сотен тысяч долларов.


    Проигрыватель Acoustical-systems Apolyt весит немногим меньше 400 кг, примерная цена - около четверти миллиона Евро. О том, существует ли аппарат более, чем в единственном экземпляре мне ничего не известно. Впрочем, и ценность столь весомых и сложных решений для достижения качества звучания несомненно подлежит изучению

    И если типы привода - это скорее философия, то подбор головок и тонарма под определенные записи - это практика. И здесь есть две составляющие. Первая - техническое согласование. Выбор профиля иглы, исходя из возраста и состояния пластинок. Выбор тонарма согласно таким параметрам головки, как податливость, или наоборот, подбор головок под эффективную массу тонарма. Выбор тонарма, наиболее сочетающегося с типом и конкретной реализацией привода. Но это только формальная логика - есть еще и сродство по звуку. Все с ним, так или иначе, бьются, но это наша странная реальность - далеко не всегда формально по параметрам. Компоненты согласуются еще и по звуку. Впрочем, с теми же акустикой и усилителями история ровным счетом такая же.

    9

    - И собственно, перейдем к проигрывателям. Вот смотри, я совсем новичок, бюджет у меня средний, то есть могу взять и недорогую, и довольно дорогую вертушку, если пойму что в этом есть смысл. Поэтому сначала мне нужно разобраться в том, какие виды их вообще существуют. Какая есть основная классификация проигрывателей винила?

    Средним бюджетом распоряжаться сложнее всего. При маленьком толком ничего не купить, все равно решение почти всегда будет компромиссное, при большом - можно позволить себе ошибиться. Как и с любой другой техникой, цена проигрывателя далеко не всегда говорит о его свойствах. А от определенного уровня цена - это вообще не формальные свойства, а скорее черты характера. Во всем, начиная от функционала и звука, и заканчивая дизайном.

    Поэтому прежде чем потратиться, нужно определиться, за какие же составляющие стоит платить в каждом конкретном случае, а за какие нет.

    Надо понимать, что соотношение конструкции, функционала и стоимости у разных производителей очень разные. Но есть и характер. Например, если у проигрывателя в конструкции заложен привод при помощи не просто пассика, а при помощи слабо натянутого пассика, и к этому добавлены обычный подшипник, без магнитной разгрузки и подобных изысков, то динамики от этого проигрывателя ожидать не стоит. Все что угодно, только не нормальный скоростной звук. Если вам он и не нужен, а нужен звук ласковый, мягкий и убаюкивающий - все отлично. О вкусах не спорят. Но если звук нужен другой, как бы вы не переставляли тонармы и не меняли головки, характер динамики не изменится. Это я к тому, что свойства «стола» - конструкция, материалы, привод - некоторая константа для проигрывателя. Как хлеб для бутерброда - намазать и положить на него можно что угодно, но если хлеб белый, то он никогда не станет черным.

    Попробовать классифицировать проигрыватели можно по многим критериям, но более всего распространена классификация по типу привода: пассик, прямой привод, ролик, ролик в сочетании с пассиком. Вариантов реализации множество, и если привод построен грамотно, то в слепом тесте вы скорее всего не отличите одно от другого. Да, каждый тип привода имеет свою характерную картину влияния на звук. Но это скорее стереотипы - при грамотной реализации разница будет в нюансах, и опознать конкретный привод будет очень сложно. Но учитывать тот же тип привода важно, подбирая все остальные компоненты, чтобы получить цельное звучание, а не разброд и шатание.

    10

    - Есть ли смысл гнаться за оригинальной конструкцией проигрывателя, или лучше предпочесть традиционный вариант?

    А какую конструкцию считать оригинальной? Есть масса проигрывателей, которые при внешне консервативной конструкции, внутри себя содержат необычные решения, подчас уникальные и дорогие. Или уникальные и дорогие, но скорее бесполезные - так тоже бывает. Тут и варианты развязки стола, и материалы стола и реализация привода и подшипника и материал диска. Тонармы с головками вовсе отдельная тема - масса проигрывателей продается в варианте конструктора, когда можно заказать стол, выбрать под него тонарм, подобрать головку. И это только механическая часть, мы не затрагивали вопрос коррекции, а фонокорректор - это необходимая составляющая тракта. Ориентироваться лучше на функционал, на конструкцию, на звук, подбирая все это под свои задачи и предпочтения. Как? Вопрос сложный, попробуем и с ним разобраться. Но это уже в следующей части.

    продолжение следует...

    Вопросы приветствуются, все отзывы будут систематизированы и в той или иной мере войдут в качестве вопросов или суждений (подлежащих обсуждению) в последующие части.

    Гра̀мпласти́нка (от граммофонная пластинка , чаще просто пластинка ) - аналоговый носитель звуковой информации - диск , на одной или на обеих сторонах которого нанесена непрерывная спиральная канавка (дорожка), форма которой модулирована звуковой волной. Долгое время (примерно с конца XIX и до конца XX века) была самым популярным носителем музыкальных записей, недорогим, пригодным для массового тиражирования , обеспечивающим высокое качество звукозаписи и пригодным для воспроизведения на относительно простой и дешевой аппаратуре.

    Для «проигрывания» (воспроизведения звука) грампластинок используются специально предназначенные для этой цели аппараты: граммофоны , патефоны , в дальнейшем - электропроигрыватели и электрофоны .

    Главным достоинством грампластинки являлось удобство массового тиражирования путём горячей прессовки , кроме того, грампластинки не подвержены действию электрических и магнитных полей. Недостатками грампластинки являются подверженность температурным изменениям и влажности, механическим повреждениям (появление царапин), а также неизбежный износ при постоянном использовании (снижение и потеря аудиохарактеристик). Кроме того, грампластинки обеспечивают меньший динамический диапазон , чем более современные форматы хранения звукозаписей .

    Типы пластинок

    Жёсткие пластинки

    Сам по себе термин «жёсткие» применительно к грампластинкам используется редко, потому что обычно под грампластинками, если нет уточнений, подразумеваются именно такие. Ранние грампластинки чаще всего называют «шеллачными » (по материалу изготовления), или «патефонными » (по распространённому устройству для их проигрывания). Шеллачные пластинки - толстые (до 3 мм), тяжёлые (до 220 г) и хрупкие. Прежде чем проигрывать такие пластинки на относительно современных электрофонах , необходимо убедиться, что их тонарм снабжён сменной головкой или поворотной иглой с маркировкой «78», а диск проигрывателя может вращаться на соответствующей скорости.

    Патефонные пластинки необязательно сделаны именно из шеллака - по мере развития технологий их стали изготавливать из синтетических смол и пластмасс. В СССР в 1950 году появились пластинки на 78 об/мин из полихлорвинила, на них делали пометки «ПХВ» и «Бесшеллачная». Последняя «бьющаяся» шеллачная грампластинка была выпущена на Апрелевском заводе в 1971 г.

    Но обычно под виниловыми пластинками подразумеваются более поздние, рассчитанные на воспроизведение на электропроигрывателях, а не механических граммофонах , и на скорость вращения 33⅓ об/мин или (реже) 45 об/мин.

    Гибкие пластинки

    Имеются редкие пластинки-приложения, которые вкладывались в компьютерные журналы в конце 1970-х годов и на которых были записаны компьютерные программы (в дальнейшем, до массового распространения дискет , для этих целей использовались компакт-кассеты). Этот стандарт пластинок назывался Floppy-ROM , на такую гибкую пластинку при скорости вращения 33⅓ об/мин вмещалось до 4 КБ данных.

    Гибкие пластинки, на которых записывалась эстрадная музыка, были широко распространены в СССР. Они отличались небольшим размером и обычно вмещали всего 4 песни - по 2 на каждой стороне.

    Гибкими пластинками также являются записи на старых рентгеновских снимках ("музыка на ребрах").

    Также ранее выпускались гибкие пластинки-открытки . Такие сувениры отправлялись по почте и содержали помимо записи рукописные поздравления. Они встречались двух разных видов:

    • Состоявшие из гибкой пластинки прямоугольной или круглой формы с односторонней записью, скреплённой с полиграфической карточкой-основой с отверстием в центре. Как и гибкие пластинки, они имели ограниченный рабочий диапазон частот и время звучания;
    • Дорожки пластинки пропечатывались на лаковом слое, покрывающем фотографию или открытку. Качество звука было ещё ниже, чем на гибких грампластинках (и основанных на них открытках), долго такие пластинки не хранились из-за коробления и пересыхания лака. Зато такие пластинки могли быть записаны самим отправителем: существовали рекордеры , увидеть один из которых в работе можно в фильме «Карнавальная ночь ».

    Сувенирные и декоративные пластинки

    Привычный цвет грампластинок - чёрный , но выпускаются и разноцветные. Существуют также грампластинки, где под прозрачным слоем с дорожками находится красочный слой, повторяющий рисунок конверта или заменяющий информацию на нём (как правило, это дорогостоящие коллекционные издания). Декоративные пластинки могут быть квадратными, шестиугольными, в виде диска для циркулярной пилы, в форме животных, птиц и т. п.

    Кустарные пластинки. «Музыка на рёбрах»

    Стереопроигрыватели могут воспроизводить и монофонические записи, в этом случае они воспринимают их как два одинаковых канала.

    В ранних экспериментах по записи стереосигнала на одну дорожку пробовали совместить более традиционную поперечную и глубинную записи: один канал формировался на основе горизонтальных колебаний иглы, а другой - на основе вертикальных. Но при таком формате записи качество одного канала существенно уступало качеству другого, и от него быстро отказались. Тем не менее, проблема вертикальных колебаний осталась, хотя и стала гораздо менее заметной, так как соответствует уже только разнице между каналами-в силу чего, звукорежиссёру рекомендуется при записи эту разницу по возможности уменьшать.

    Большинство стереофонических пластинок записано при частоте вращения 33⅓ об/мин при ширине звуковой дорожки 55 мкм. Ранее (особенно в ряде стран за пределами СССР) широко выпускались пластинки с частотой вращения 45 об/мин. В США были особенно популярны их компактные варианты, предназначенные для использования в музыкальных автоматах с автоматической сменой или выбором пластинки. Они были пригодны и для воспроизведения на бытовых проигрывателях. Для записи речевых программ выпускались грампластинки с частотой вращения 8⅓ об/мин и длительностью звучания одной стороны до полутора часов. На территории СССР такие пластинки не встречались, как, впрочем, и музыкальные автоматы

    Стереопластинки существуют трёх диаметров: 175, 250 и 300 мм, что обеспечивает среднюю продолжительность звучания одной стороны (при 33⅓ об/мин) 7−8, 13−15 и 20−24 минуты. Длительность звучания зависит от плотности нарезки. На одну сторону плотно нарезанной пластинки можно уместить до 30 минут музыки, но игла на таких пластинках может прыгать и вообще будет неустойчива. Также грампластинки с уплотнённой записью быстрее изнашиваются по причине более узких стенок канавок.

    Квадрофонические пластинки

    На квадрофонических пластинках записана информация на четырёх (двух фронтальных и двух тыловых) аудиоканалах, что позволяет передать объём музыкального произведения. Данный формат получил некоторое, довольно ограниченное, распространение в 1970-х годах. Количество альбомов, выпущенных в таком формате, было весьма невелико (к примеру, была выпущена квадроверсия знаменитого альбома рок-группы Pink Floyd «Dark Side of the Moon » 1973 года), а их тиражи ограничены - это было связано с необходимостью применения для их воспроизведения малораспространённых и дорогостоящих специальных проигрывателей и усилителей на 4 канала. К 1980-м годам данное направление было свёрнуто.

    Изготовление

    Звук с помощью специальной аппаратуры преобразуется в механические колебания резца (чаще всего сапфирового), который нарезает на слое материала концентрические звуковые дорожки . На заре грамзаписи дорожки нарезались на воске, впоследствии - на фонографической фольге, покрытой нитроцеллюлозой, в дальнейшем фонографическая фольга была заменена медной фольгой. В конце 70-х годов фирмой Teldec была разработана технология DMM (Direct Metal Mastering), согласно которой дорожки формируются на тончайшем слое аморфной меди, покрывающем идеально ровную стальную подложку. Это позволило значительно повысить точность воспроизведения записанного сигнала, что привело к заметному улучшению качества звучания фонографических записей. Данная технология применяется и по сей день.

    С полученного таким образом диска при помощи гальванопластики в несколько последовательных этапов получают необходимое количество никелевых копий как с позитивным, так и с негативным отображением механической фонограммы. Изготовленные на последнем этапе негативные копии, которые служат основой в процессе прессования виниловых пластинок, называют матрицами; все промежуточные никелевые копии принято называть оригиналами.

    Изготовление оригиналов и матриц осуществляется в гальваническом цехе. Электрохимические процессы ведутся в многокамерных гальванических установках с автоматическим ступенчатым регулированием электрического тока и времени наращивания никеля.

    Детали пресс-форм изготавливаются на станках с ЧПУ и проходят высокотемпературную пайку в вакуум-печах по специальной технологии. Сами пресс-формы обеспечивают высокую равномерность температурного поля на формующих поверхностях, малую инерционность температурного режима, а значит, и высокую производительность. С помощью одной пресс-формы можно изготовить десятки тысяч грампластинок.

    Материал для изготовления современной грампластинки - это особая смесь на основе сополимера винилхлорида и винилацетата (поливинилхлорида) с различными добавками, необходимыми для придания пластмассе необходимых механико-температурных свойств. Высокое качество смешения порошкообразных компонентов достигается использованием двухстадийных смесителей с горячим и холодным смешением.

    История

    Самым примитивным прообразом грампластинки можно считать музыкальную шкатулку , в которой для предварительной записи мелодии используется металлический диск, на который нанесена глубокая спиральная канавка. В определённых местах канавки делаются точечные углубления - ямки, расположение которых соответствует мелодии. При вращении диска, приводимого в движение часовым пружинным механизмом, специальная металлическая игла скользит по канавке и «считывает» последовательность нанесённых точек. Игла скреплена с мембраной, которая при каждом попадании иглы в канавку издаёт звук.

    Старейшей грампластинкой в мире теперь считается звукозапись, которая была сделана в 1860 году. Исследователи из группы изучения истории звукозаписи First Sounds обнаружили её 1 марта 2008 года в парижском архиве и смогли проиграть звуковую запись народной песни, сделанную французским изобретателем Эдуаром Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, в 1860 году называвшегося им «фоноавтограф ». Её протяжённость составляет 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. Фоноавтограф процарапывал звуковые дорожки на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы .

    В 1877 году французский учёный Шарль Кро впервые научно обосновал принципы записи звука на барабан (или диск) и его последующего воспроизведения. В этом же году, а именно - в середине 1877 года, молодой американский изобретатель Томас Эдисон изобрёл и запатентовал прибор фонограф , в котором звук записывается на цилиндрическом валике, обёрнутом оловянной фольгой (или бумажной лентой, покрытой слоем воска) при помощи иглы (резца), связанной с мембраной; игла вычерчивает на поверхности фольги винтовую канавку переменной глубины. Его фонограф с восковым валиком не получил широкого распространения ввиду сложности копирования записи, быстрого изнашивания валиков и плохого качества воспроизведения.

    В 1892 году был разработан способ гальванического тиражирования с позитива цинкового диска, а также технология прессования грампластинок из эбонита при помощи стальной печатной матрицы. Но эбонит стоил довольно дорого и в скором времени был заменен композиционной массой на основе шеллака - воскоподобного вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми из семейства лаковых червецов, обитающих в юго-восточной Азии. Пластинки стали качественней и дешевле, а значит, доступнее, но их главным недостатком была малая механическая прочность - по хрупкости они напоминали стекло. Шеллачные пластинки выпускались до середины XX века, пока не были вытеснены ещё более дешёвыми - из поливинилхлорида («винил») .

    Одной из первых настоящих грампластинок была пластинка, выпущенная в 1897 году фирмой Victor в США.

    Первая революция

    Первые серийные пластинки имели диаметр 6,89 дюймов (175 мм) и назывались 7-дюймовыми. Этот старейший стандарт появился ещё в начале 1890-х годов. Обозначаются такие грампластинки как «7″», где «″» - знак дюйма. В начале своей эволюции грампластинки имели высокую скорость вращения и большую ширину дорожки, что значительно снижало длительность звучания - всего 2 минуты на одной стороне.

    Двусторонними грампластинки стали в 1903 году, благодаря разработкам фирмы «Одеон». В этом же году появились первые 12-дюймовые (12″) грампластинки реальным диаметром 11,89″ (300 мм). До начала 1910-х годов на них выпускали в основном отрывки из произведений музыкальных классиков, так как на них помещалось в общей сложности до пяти минут звучания.

    Третьим, наиболее популярным, стал размер 10 дюймов (10"), или 250 мм. На таких пластинках помещалось в полтора раза больше материала, чем на стандартную 7-дюймовую.

    Три основных типоразмера пластинок - 12″, 10″ и 7″ - традиционно называются «гигант », «гранд » и «миньон », соответственно.

    «Жизнь» первых пластинок была недолгой - звукосниматель весил более 100 граммов и быстро изнашивал дорожку. Стальные иглы необходимо было менять после каждого проигрывания стороны, чем иногда пренебрегали, и при использовании уже играных игл пластинка портилась ещё быстрее. Иногда, чтобы продлить жизнь любимых произведений, на некоторые пластинки записывали с обеих сторон одну и ту же дорожку.

    В 1930-х годах пластинки выпускались с одной композицией на одной стороне, и часто один концерт одного исполнителя продавался комплектом пластинок по несколько штук, обычно в картонных или, реже, кожаных коробках. Из-за внешнего сходства таких коробок с фотоальбомами их стали называть record albums («альбомы с записями»).

    Вторая революция

    С появлением долгоиграющих грампластинок с частотой вращения 45 и 33⅓ об/мин стали сокращаться тиражи обычных патефонных (78 об/мин), и в конце 1960-х годов их производство свернули окончательно (в СССР последняя патефонная пластинка выпущена в 1971 году).

    В определённых областях виниловые долгоиграющие стереофонические грампластинки диаметром 30 см (англ. LP ) используются до сих пор:

    • для диджейской работы и экспериментов в области звука;
    • поклонниками данного вида звукозаписи (в том числе аудиофилами);
    • любителями старины и коллекционерами.

    На современных пластинках, предназначенных для диджеев , на одну сторону «нарезается» около 12 минут музыки - в этом случае расстояние между канавками значительно больше, пластинка более износоустойчива , не боится царапин и неосторожного обращения.

    Рост производства грампластинок в начале XXI века

    Развитие индустрии получило неожиданное продолжение в начале XXI века . По данным RIAA , продажи винила после снижения в 2005 году вновь показывают достаточно устойчивый рост .

    Начиная с 2006 года продажи виниловых пластинок растут каждый год: так, в 2007 г. рост продаж составил 37 %, и это на фоне 20 % спада продаж компакт-дисков в том же году. По оценкам одной из крупнейших американских исследовательских компаний Nielsen SoundScan, в 2009 году только в США было продано 2 млн виниловых пластинок ; в 2012 году там было продано уже 4,6 млн грампластинок, что на 17,7 % больше, чем в 2011 году .

    В 2013 году продажи в США составили 6,1 млн пластинок. Кроме США, эффект был заметен в Великобритании и Австралии . В 2016 году в Великобритании было продано более 3,2 миллиона пластинок (в 2007 году, при наименьшей популярности винила, в стране было продано чуть более 200 000 пластинок) . Грампластинки по-прежнему составляют незначительную часть рынка музыкальных записей (2 % в США в 2013 году против 57 % для компакт-дисков).

    В продажах грампластинок играет роль как ностальгия (в 2010 году лидером продаж был альбом Битлз Abbey Road), так и неясные другие факторы: первые два места в 2013 году заняли новые альбомы Random Access Memories (Дафт Панк) и Modern Vampires of the City (Vampire Weekend). Теории новой популярности грампластинок включают как желание слышать более «богатый» и «тёплый» звук, так и сознательное отрицание цифрового мира .

    Кроме того, немаловажную роль в «виниловом ренессансе » играет городская легенда о том, что современные дешевые проигрыватели компакт-дисков плохо воспроизводят звук . На самом деле, 16-битное квантование , используемое в компакт-дисках, значительно превосходит качество грампластинок (эквивалентное примерно 11 битам для наиболее качественной штамповки ).

    Грампластинка как элемент культуры

    Бартманский и Вудвард объясняют продолжающуюся притягательность грампластинок нетехническими причинами:

    • изменчивость смысла, позволяющая разным группам слушателей вкладывать в пластинки свои ассоциации;
    • чувства преемственности, достоверности и «клёвости (англ.) русск. ». Так, поскольку большое количество значимых для аудиофилов альбомов было первоначально выпущено на грампластинках, прослушивание их в этом виде создаёт ощущение сопричастности;
    • неидеальность и не-массовость, вытекающая из процессов производства и хранения грампластинок. Хрупкость грампластинок становится их преимуществом, если интерпретируется как чисто человеческая слабость, в отличие от безличных цифровых записей, которые можно скопировать или удалить нажатием нескольких клавиш;
    • механические ограничения проигрывателей, поощряющие групповое и ритуалистическое прослушивание.

    Рынок грампластинок

    Можно выделить два основных рынка грампластинок: первичный и вторичный.

    В начале XXI века на первичном рынке основными покупателями являются диджеи и аудиофилы , предпочитающие музыку на аналоговых носителях. Именно темпы развития данного сегмента наиболее интересуют звукозаписывающие компании, его статистика представлена выше.

    Дорогие коллекционные пластинки производятся на так называемом «тяжёлом» виниле, такая пластинка действительно тяжёлая и весит 180 граммов, такие пластинки обеспечивают больший динамический диапазон . Качество штамповки и самого материала таких пластинок выше, чем на обычном виниле.

    Вторичный рынок представляет собой торговлю бывшим в употреблении винилом. В этом сегменте происходит торговля коллекционными экземплярами и частными коллекциями винила. В настоящее время стоимость особо раритетных пластинок может превышать несколько тысяч долларов.

    Особым вниманием коллекционеров традиционно пользуются первые выпуски (first press) пластинок (за их считающееся лучшим звучание), а также пластинки, выпущенные ограниченным тиражом, различные коллекционные издания.
    Основными местами торговли являются интернет-аукционы , а также локальные магазины подержанного музыкального товара.

    Так как сейчас значительная часть торговли ведется через Интернет , и покупатель не может непосредственно оценить качество предлагаемого товара (от чего крайне существенно зависит как качество звучания, так и его цена), то продавцами и покупателями используются несколько различных систем оценки виниловых пластинок.